Дука Мария Валериевна

ОПТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТКЛИКА

НЕРВНЫХ КЛЕТОК, ФИБРОБЛАСТОВ И ДНК

В ДИАПАЗОНЕ ЧАСТОТ 0,1 - 2 ТГЦ

Специальность 01.04.05 - Оптика

диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук

Санкт-Петербург - 2014

Работа выполнена в Санкт-Петербургском национальном исследователь­ ском университете информационных технологий, механики и оптики

Научный руководитель: кандидат физико-математических наук, доцент Смолянская Ольга Алексеевна

Официальные оппоненты: Тучин Валерий Викторович доктор физико-математических наук, профессор, Саратовский государствен­ ный университет им. Н.Г. Черны­ шевского, заведующий кафедрой опти­ ки и биофотоники Кистенев Юрий Владимирович доктор физико-математических наук, профессор, Национальный исследова­ тельский Томский государственный университет, заместитель проректора по научной работе

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

Защита состоится 4 декабря 2014 г. в 17.00 часов на заседании диссерта­ ционного совета Д 212.227.02 при Санкт-Петербургском национальном иссле­ довательском университете информационных технологий, механики и оптики по адресу: 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д.49., ауд. 466.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики по адресу: 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. и на сайте fppo.ifmo.ru.

Автореферат разослан « » года.

Ученый секретарь диссертационного совета Доктор физико-математических наук, профессор Денисюк И.Ю.

Актуальность темы В настоящее время исследования дегенеративных и дистрофических процессов в роговице представляют значительный интерес в лечении глазных заболеваний. Эти нарушения происходят вследствие микрохирургических вме­ шательств или нейродегенеративных процессов в нервной сети роговицы [1].

Существуют физиотерапевтические методики и медикаментозные препараты для стимуляции роста нейритов [2]. Они обладают рядом недостатков, в том числе непродолжительностью терапевтического эффекта. Поэтому создание бесконтактной методики, в основе которой лежит терапевтический эффект вли­ яния низкоинтенсивного терагерцового излучения на нервные клетки является крайне актуальной задачей для клинической офтальмологии.

В последние пять лет активно проводятся исследования влияния терагерцового (ТГц) излучения на различные биологические клетки, в том числе нервные. Известны как стимулирующие, так и угнетающие последствия его воздействия на рост клеток, которые зависят от мощности и длительности об­ лучения [3]. Несмотря на это, до сих пор в литературе отсутствует полноцен­ ное описание механизмов воздействия ТГц излучения. Поэтому необходимо их изучение с помощью численного и экспериментального исследования спек­ тральных характеристик биологических объектов. Для офтальмологии особый интерес представляет обнаружение резонансных частот воздействия, которые можно будет использовать при облучении нервных клеток ТГц излучением для активизации их роста.

Нервные клетки располагаются в роговице на глубине 100-250 мкм, по­ этому для эффективного влияния на них ТГц излучения необходимо изучить распространение ТГц излучения в роговице, одним из компонент которой яв­ ляются фибробласты. Поэтому важно исследовать спектральные характеристи­ ки и оптические свойства фибробластов в терагерцовом диапазоне частот, такие как коэффициент поглощения, оптическая глубина проникновения, комплекс­ ный показатель преломления, а также диэлектрическая проницаемость фиб­ робластов в диапазоне частот 0,1 - 2,0 ТГц. Также необходимо показать, что ТГц излучение с плотностью мощности до ~ 100 мкВт/см2 не оказывает никако­ го влияния на фибробласты. С этой целью необходимо провести эксперимен­ тальное исследование функциональной активности фибробластов после облу­ чения.

Известно также, что в терагерцовом диапазоне частот находится боль­ шая часть колебательно-вращательного спектра межатомных и межмолекуляр­ ных взаимодействий биологических макромолекул, включая белки и нуклеино­ вые кислоты [4]. Структура этих макромолекул сильно влияет на их функцио­ нальность. Поэтому исследование ТГц спектров дезоксирибонуклеиновой кис­ лоты (ДНК) с помощью импульсного ТГц спектрометра и прецизионного не­ прерывного спектрометра представляется весьма ценными для идентификации собственных спектральных линий поглощения ДНК, а также определения осо­ бенностей клеточных процессов.

Цель работы - экспериментальное и теоретическое исследование рас­ пространения терагерцового излучения частотного диапазона 0,1 - 2,0 ТГц че­ рез роговицу глаза, а именно изучение взаимодействия излучения с покровны­ ми слоями роговицы и нервными клетками, а также их компонентами.

Для выполнения цели диссертационной работы решались следующие задачи:

1. Экспериментальное исследование влияния импульсного широкополосно­ го терагерцового излучения рост нейритов и функциональную активность фиб­ робластов.

2. Численное и экспериментальное исследование спектральных характери­ стик и оптических свойств нервных клеток для выяснения механизмов воздей­ ствия импульсного терагерцового излучения.

3. Экспериментальное исследование спектральных характеристик и оптиче­ ских свойств фибробластов, как модели тканей роговицы, в терагерцовом диа­ пазоне частот.

4. Изучение спектральных особенностей компонент клеток (ДНК) методами импульсной и непрерывной терагерцовой спектроскопии.

1. В диапазоне частот 0,1 -1,1 ТГц оптическая глубина проникновения широкополосного ТГц излучения в слое фибробластов достигает 210 мкм.

Впервые показано отсутствие изменений в соотношении живых и находящихся на разных стадиях апоптоза фибробластов, а также в распределении фибробла­ стов по фазам клеточного цикла при воздействии импульсного ТГц излучения диапазона 0,1 - 2,0 ТГц со средней плотностью мощности до ~ 10 мкВт/см2.

2. Впервые обнаружен дозозависимый эффект стимулирующего воз­ действия импульсного широкополосного терагерцового излучения в диапазоне 0,1 - 2,0 ТГц с плотностью мощности в диапазоне от 0,76 до 1,17 мкВт/см2, имеющий максимум стимуляции при плотности мощности равной 0, мкВт/см. Данный эффект обусловлен преобладанием поглощения излучения в диапазоне частот от 0,1 - 1,0 ТГц до 1,2 - 1,6 ТГц и резонансным механизмом, связанным с размерными эффектами на нервных клетках на частотах 1,10; 1,16;

1,65; 1,69 и 1,90 ТГц.

3. Определены положения центров спектральных линий поглощения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) в диапазоне частот 0,1 - 1, ТГц методами терагерцовой спектрометрии. Идентифицированы колебания связей молекулы ДНК с водой (0,525) и колебания водородных связей между двумя цепочками ДНК (0,401; 0,467; 0,630; 0,687 и 0,710 ТГц), а также впервые была обнаружена спектральная линия поглощения ДНК на частоте 0,360 ТГц.

Определяется тем, что в ней впервые:

Показано, что действие импульсного широкополосного терагерцового излучения в диапазоне 0,1 - 2,0 ТГц на нервные клетки приводит к изменению их биологического отклика, определяемого по пролиферативной активности. С использованием техники импульсной терагерцовой спектроскопии и численно­ го моделирования определены механизмы такого воздействия.

Разработана оптическая схема для облучения клеток, находящихся в жидкой среде, широкополосным ТГц излучением.

Впервые определено, что оптическая глубина проникновения импульс­ ного излучения диапазона частот от 0.1 до 1,1 ТГц в слой фибробластов изме­ няется от 170 мкм до 210 мкм.

Доказано, что воздействие импульсного терагерцового излучения мощ­ ностью 30; 2 и 0,1 мкВт не оказывает влияния на изменение функциональной активности фибробластов.

Впервые определены положения центров линий поглощения молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) в диапазоне 0,1 - 1,0 ТГц, не завися­ щие от связей ДНК с подложками и растворителями. Произведена идентифика­ ция частот спектральных линий, связанных с частотами собственных колебаний в молекуле ДНК и колебаниям водородных связей между двумя цепочками ДНК.

Обнаружено, что спектр ДНК имеет ранее не наблюдаемую спектраль­ ную линию поглощения на частоте 0,360 ТГц.

Идентифицирована частота спектральной линии поглощения 0,525 ТГц, которая ответственна за колебания, ответственные за изменение конформации молекулы ДНК при растворении в воде за счет образования межмолекулярных H-связей.

Достоверность полученных результатов:

Достоверность и обоснованность результатов данной диссертации обес­ печиваются применением всесторонне апробированных и широко используе­ мых экспериментальных методов, и современной измерительной техники в оп­ тическом диапазоне длин волн (методики импульсной и непрерывной терагерцовой спектроскопии и фотометрии). Основные результаты, полученные дис­ сертантом в экспериментальных исследованиях, хорошо согласуются с данны­ ми выполненного им численного моделирования рассматриваемого процесса в программной среде CST Microwave Studio.

Экспериментальные спектральные характеристики и оптические свой­ ства нервных клеток, фибробластов и ДНК получены с использованием мето­ дики импульсной спектроскопии терагерцового диапазона частот в режиме на отражение и пропускание. Исследование механизмов влияния терагерцового излучения диапазона 0,1 - 2,0 ТГц на рост нейритов проводилось с помощью метода конечных разностей во временной области (finite difference time domain method) в среде трехмерного численного моделирования CST Microwave Studio.

С помощью методики импульсной терагерцовой фотометрии стимулировался рост нервных клеток, который оценивался с помощью морфометрического ме­ тода световым микроскопом. Функциональная активность фибробластов после облучения оценивалась при помощи проточной цитометрии с использованием анализа интенсивности флуоресценции ДНК связывающих красителей. Про­ верка спектров ДНК проводилась на прецизионном спектрометре на основе синтезатора частоты на лампе обратной волны и высокодобротного резонатора.

Практическая ценность результатов работы:

Представленные в настоящей диссертационной работе результаты и мо­ дели исследований могут быть использованы при проведении биологических экспериментов, в создании новых биотехнологий, для выбора параметров терагерцового излучения в новых медицинских приборах, при описании процессов взаимодействия терагерцового излучения с биологическими клетками, в препо­ давании курсов оптики и биофотоники. Предложена оптическая схема для об­ лучения широкополосным ТГц излучением клеток, находящихся в жидкой сре­ де.

Практическая реализация результатов работы:

Результаты работы были использованы при подготовке лекций нового магистерского курса «Биофотоника» 12.04.03.68, введенного в сентябре года в Университете ИТМО, а также для выполнения проектов в рамках феде­ ральных целевых программ и государственных контрактов Министерства обра­ зования и науки 2009 - 2014 гг.

Результаты диссертационной работы докладывались и получили поло­ жительную оценку на 13 международных и российских конференциях: II International Symposium Topical Problems of Biophotonics (16-22 Июля 2011, г.

Нижный Новгород, Россия); VII Международная конференция молодых ученых и специалистов «ОПТИКА - 2011» (17-21 Октября 2011, г. Санкт-Петербург, Россия); SPIE Photonics West (21-26 января, г. Сан-Франциско, США); 2-nd International Conference "Terahertz and Microwave radiation: Generation, Detection and Applications" (20-22 June, 2012, Moscow, Russia); 15th International Conference "Laser Optics 2012" (25-29 June, Saint-Petersburg, Russia); VI Между­ народный конгресс «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и ме­ дицине» (02 - 06 июля 2012г., г. Санкт-Петербург, Россия); Global symposium on Pain "Translational approaches to cause-oriented treatment of pain symptoms (22- August, St. Petersburg, Russia); X Международная конференция «Прикладная оптика-2012» (15-19 октября 2012 года, г. Санкт-Петербург, Россия), 2-я Все­ российская научная конференция молодых ученых «Проблемы биомедицин­ ской науки третьего тысячелетия» (12-14 ноября 2012, Санкт-Петербург, Рос­ сия); IV Международная научная научно-практическая конференция «Высокие технологии, фундаментальные и прикладные исследования в физиологии и ме­ дицине» (15-16 ноября 2012, Санкт-Петербург, Россия); European Conferences on Biomedical Optics (ECBO) (12 - 16 May 2013, Munich, Germany); Fundamentals of Laser-Assisted Micro- and Nanotechnologies (FLAMN-13) (24-28 June 2013, St Petersburg, Russia); Asia Pacific Microwave Conference (APMC) (5-8 November 2013, Seoul, South Korea); Progress In Electromagnetics Research Symposium PIERS 2014 (25-28 August 2014, Guangzhou, China).

По материалам диссертации опубликовано 21 публикаций, из которых 10 статей в рецензируемых журналах из списка ВАК РФ и 11 тезисов конфе­ ренций.

Диссертант самостоятельно выполнил и проанализировал все представ­ ленные экспериментальные исследования по получению спектральных харак­ теристик, оптических свойств и биологического отклика нервных клеток, фиб­ робластов и ДНК в диапазоне частот 0,1 - 2,0 ТГц.

Автор принимал непосредственное участие в моделировании, расчетах, создании и юстировке экспериментальных установок, в обсуждении и интер­ претации результатов. Все составляющие суть диссертации положения решены и сформулированы самостоятельно.

Основная часть экспериментов была проведена в лаборатории терагерцовой биомедицины Университета ИТМО. Часть экспериментов по влиянию терагерцового излучения на нервные клетки проведена на оборудовании лабо­ ратории физиологии возбудимых мембран Института физиологии им. И.П.

Павлова РАН (г. Санкт-Петербург). Эксперименты по исследованию функцио­ нальной активности фибробластов после воздействия терагерцового излучения проводились на установках ФГБУ «Научно-исследовательского института экс­ периментальной медицины» СЗО РАМН (г. Санкт-Петербург). Эксперимен­ тальное исследование ДНК с помощью методики непрерывной терагерцовой спектроскопии проводилось на установках отдела терагерцовой спектрометрии Института физики микроструктур РАН (г. Нижний Новгород).

Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, списка цитируе­ мой литературы. Материал изложен на 160 страницах, содержит 49 рисунков и 8 таблиц, список цитированной литературы представлен 189 публикациями.

Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы ее цель и задачи, научная новизна, научные результаты и основные результаты, выно­ симые на защиту.

В первой главе дана общая характеристика строения роговицы глаза, рассмотрены существующие проблематика и методы лечения заболеваний глаз, приведен обзор публикаций, посвященных влиянию терагерцового излучения на биологические объекты. В ходе анализа обзора выявлены параметры тера­ герцового излучения, при которых наблюдается терапевтический эффект влия­ ния, а также показана область, которая не исследована на данный момент.

Обоснована перспективность неинвазивной терагерцовой методики, направ­ ленной на стимуляцию роста нейритов в роговице глаза.

Во второй главе приведено описание методик получения и пробоподго­ товки объектов исследования, а также экспериментальное исследование их спектральных характеристик методом импульсной терагерцовой спектроскопии в режиме пропускания. Так как нервные волокна роговицы располагаются в строме, образованной роговичными фибробластами (кератобластами), в каче­ стве модельного объекта для изучения была выбрана культура первичных фиб­ робластов человека.

Основной задачей на данном этапе являлся подбор оптимального режима воздействия ТГц излучения, при котором оно достигает нервных клеток в образце и эффективно распространяется в слое фибробластов. Эффективность распространения ТГц излучения определялась по спектральным характеристикам фибробластов. По результатам проведенных экспериментов на терагерцовом спектрометре установлено, что ТГц излучение в диапазоне частот от 1,0 до 1,4 ТГц эффективно распространяется в слое фибробластов и может достигать нервных клеток. Согласно результатам исследования пики пропускания наблюдаются на частотах 1,11; 1,17; 1,32 ТГц.

Второй задачей являлось нахождение оптических свойств культур фибробластов. Из спектров пропускания фибробластов для нахождения дисперсии комплексного показателя преломления рассчитывались дисперсии действительной и мнимой части показателя преломления. Так как длина волны падающего на объект излучения превосходит толщину первого слоя - слоя клеток, рассматривалась эффективная структура полистирол - слой фибробластов. Из полученной дисперсии показателя преломления, рассчитывалась дисперсия комплексной диэлектрической проницаемости полистирольной подложки, и эффективной структуры полистирол - слой фибробластов. С учетом толщины образцов, рассчитывалась дисперсия комплексного показателя преломления клеток, его мнимая часть и глубина проникновения в слое фибробластов.

Искомая дисперсия глубины проникновения ТГц излучения в слой фибробластов представлена на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Дисперсия глубины проникновения в слой фибробластов Показано, что в диапазоне частот 0,1 - 1,4 ТГц оптическая глубина проникновения ТГц излучения в слой фибробластов изменяется от 170 до мкм.

Влияние ТГц излучения на функциональную активность фибробластов исследовалось с использованием разработанного макета облучения клеток, находящихся в жидкой среде и разработанной методики облучения, а также цитофлуориметрии ДНК-связывающих красителей. Показано, что воздействие импульсного терагерцового излучения мощностью 30; 2 и 0,1 мкВт не оказыва­ ет существенного влияния на изменение функциональной активности фиб­ робластов. Так, между контрольными и облученными образцами не обнаруже­ но статистически достоверных изменений в соотношении живых и находящих­ ся на разных стадиях апоптоза клеток, а также в распределении клеток по фазам клеточного цикла.

В третьей главе исследовалось изменение пролиферативной активности нейритов сенсорных ганглиев в органотипической культуре ткани под действи­ ем широкополосного импульсного ТГц излучения с плотностью мощности от 116 до 0,675 мкВт/см. Для унификации показателей в различных образцах рост клеток оценивался по относительному показателю, сравнивая соотношение площади всего образца вместе с периферической зоной роста и площади цен­ тральной зоны, соответствующей первичному ганглию. Полученное соотноше­ ние (индекс площади) использовалось как объективный показатель интенсив­ ности процессов. Полученная зависимость индекса площади облученных об­ разцов от плотности мощности импульса ТГц излучения представлена на Ри­ сунке 2.

Рисунок 2 - Зависимость индекса площади облученных образцов от плотности Показано, что при снижении мощности излучения наблюдается сначала угнетающий, а затем стимулирующий эффект действия ТГц излучения на рост нейритов. Получен эффект стимуляции роста, достигающий 158±30 % по от­ ношению к контрольным образцам при плотности мощности ТГц излучения 0,872 мкВт/см2. С использованием красителя акридинового оранжевого, при использовании которого ДНК флуоресцирует на длине волны 530 нм, а РНК на 640 нм, было показано, что ТГц излучение вызывает усиление пролиферации нейритов в облученном образце, увеличивает плотность из волокон, а также со­ храняет жизнеспособность клеток в центральной зоне. При этом в контрольных необлученных образцах клетки центральной зоны гибнут из-за недостатка пи­ тательных веществ и кислорода.

Анализ ТГц спектральных линий спинальных ганглиев проводился для разделения процессов, связанных с эффектами поглощения, рассеяния или резонансными эффектами. Результаты экспериментального исследования спектральных характеристик нервных клеток в ТГц диапазоне частот представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - ТГц спектр коэффициента отражения ганглия (эксперимент) Исключение из спектра объекта частот, связанных со спектральными линиями поглощения воды и резонансных частот, связанных с возникновением стоячих волн в структуре, позволяет выделить спектральные линии, не связан­ ные с межмолекулярными взаимодействиями гидратированных компонент клетки.

Для исключения двух последних факторов выполнено моделирование распространения широкополосного импульсного ТГц излучения через две структуры: 1) двухслойная структура: подложка / слой гидратированного био­ логического объекта (Рисунок 4); 2) подложка / биологический объект из гид­ ратированных хаотически расположенных сферических резонаторов диаметром 17 - 22 мкм (Рисунок 5). Нервные клетки были смоделированы, как гидратиро­ ванные структуры, вследствие повышенного процентного содержания в них во­ ды (78 %).

Рисунок 4 - Численно смоделированный ТГц спектр коэффициента отра­ жения двухслойной структуры подложка-объект Рисунок 5 - Численно смоделированный спектр коэффициента отражения двух­ слойной структуры подложка-объект с геометрическими свойствами ганглия Спектральные линии на частотах 0,41; 0,49; 0,56; 0,64 ТГц, полученные экспериментально, с некоторым сдвигом хорошо согласуются с пиками коэф­ фициента отражения на частотах 0,42; 0,47; 0,54, 0,60 и 0,71 ТГц, полученными в численном моделировании двухслойной структуры подложка - слой гидрати­ рованного биологического объекта (Рисунок 4). Они связаны с размерными ре­ зонансными эффектами на оптической длине структуры. Спектральные особен­ ности на частотах выше 0,80 ТГц в численном моделировании также связаны с резонансами Фабри-Перо на толщине исследуемой структуры для случая сла­ бой дисперсии комплексной диэлектрической проницаемости воды.

При моделировании образца с учетом размера нервных клеток и меж­ клеточного расстояния (Рисунок 5) в спектре отражения на частотах 1,08; 1,14;

1,20; 1,93 и 1,99 ТГц появляются пики, которые отсутствуют в спектре структу­ ры подложка / слой гидратированного биологического объекта, но проявляются в спектрах, полученных экспериментально (Рисунок 3). Эти спектральные осо­ бенности могут быть вызваны размерными резонансными эффектами на нерв­ ных клетках и не связаны с межмолекулярными взаимодействиями гидратиро­ ванных компонент клетки.

Для исследования влияния размеров нервных клеток на спектр отраже­ ния были смоделированы структуры с тремя распределениями клеток по диа­ метрам: 20 до 30 мкм, от 20 до 40 мкм и от 20 до 50 мкм.

Рисунок 6 - Численно смоделированные ТГц спектры коэффициента отражения нервных клеток с размерами 20 - 30 мкм, 20 - 40 и 20 - 50 мкм Таким образом, показано, что пики на частотах 1,65 и 1,69 ТГц, получен­ ные в эксперименте, вызваны резонансными размерными эффектами на клетках с диаметрами от 20 до 30 мкм (Рисунок 6). Путем сравнительного анализа спек­ тральных линий из эксперимента на частотах 1,11; 1,67 и 1,80 ТГц, где коэффи­ циент отражения минимален, с пиками поглощения воды, можно утверждать, что на этих частотах биологический эффект будет обусловлен поглощением из­ лучения водой.

При воздействии излучения на частотах 1,10; 1,16; 1,65 и 1,69 ТГц, где коэффициент отражения максимален, механизм воздействия будет связан с размерными резонансными эффектами, а в области частот с низким отражени­ ем 1,2 - 1,6 ТГц и до 1,0 ТГц влияние вызвано высоким поглощением излуче­ ния. Так как основная мощность ТГц импульса распределена в диапазоне ча­ стот от 0,20 до 1,10 ТГц, следовательно, основной вклад во влияние импульсно­ го излучения на нейриты вносит поглощение энергии.

Для расчёта дисперсий показателя преломления (Рисунок 7), диэлектри­ ческой проницаемости (Рисунок 8), коэффициента поглощения и глубины про­ никновения излучения (Рисунок 9) в объекте был выбран метод детектирования отражения излучения от объекта с опорным диэлектриком.

Рисунок 7 - Действительная и мнимая части показателя преломления нерв­ Рисунок 8 - Действительная и мнимая части диэлектрической проницаемо­ Рисунок 9 - Коэффициент поглощения и глубина проникновения излуче­ Показано, что максимум коэффициента поглощения нервных клеток, рав­ ный 43 мм-1, приходится на частоту 0,55 ТГц. В этом же диапазоне распределена основная мощность генерируемого ТГц сигнала.

В четвертой главе приведены результаты исследования спектров ДНК на импульсном спектрометре и прецизионном спектрометре на основе синтезатора частоты на лампе обратной волны и высокодобротного резонатора.

В качестве объекта исследования использовалась деградированная ДНК сельди в виде сухого порошка. Для исключения спектральных линий поглоще­ ния, которые определяют воздействие ДНК с растворителем и с материалом подложки исследования проводились для пленок образцов, приготовленных в различных концентрациях с дистиллированной водой и этиловым спиртом на подложках из полиэтилена и кварца, и образцов, растворенных в воде.

Спектральные линии поглощения, полученные для образцов деградиро­ ванной ДНК сельди на различных подложках с разными растворителями мето­ дами импульсной и непрерывной терагерцовой спектроскопии, а также распо­ ложенные в пределах разрешения спектрометров (7,5 ГГц) по отношению к ре­ зультатам работы по исследованию ДНК сельди и лосося в твердой фазе счита­ лись собственными спектральными линиями поглощения ДНК сельди. Таким образом, в настоящей работе следующие частоты были идентифицированы как собственные частоты ДНК: 0,305 ТГц, 0,333; 0,347 ТГц, группа спектральных линий на частоте 0,360ТГц, а также 0,372; 0,610 и 0,700 ТГц. Спектральная ли­ ния поглощения ДНК на частоте 0,360 ТГц была получена автором впервые.

Частоты спектральных линий поглощения 0,401; 0,467; 0,630; 0,687 и 0,710 ТГц, расположенные в пределах 7,5 ГГц по отношению к частотам линий поглощения как сельди с лососем, так и бактериальной ДНК, растворенной в воде, были отнесены к колебаниям водородных связей между двумя цепочками ДНК в связи с тем, что они были получены для разных типов ДНК с разными растворителями. Так как частота линии поглощения 0,525 ТГц, полученная с использованием воды в качестве растворителя, совпадает с частотой линии по­ глощения бактериальной ДНК, также растворенной в воде, она соответствует колебаниям, ответственным за изменение конформации молекулы ДНК при растворении в воде за счет образования межмолекулярных H-связей.

1. Румянцева О. А., Кузнецова Т.Е. Роль повреждения нервного аппарата роговицы в нарушении слезопродуцирующей функции после фоторефракцион­ ных операций // Казанский медицинский журнал. - 2002. - Т. 83. № 3 - С. 211­ 216.

2. Патент 2442582 Российская Федерация, МПК A61K31/4468, A61P27/02, Стимулятор образования нейритов / Ябута Тихо, Яно Фумико, Азума Мицуйоси, Патентообладатель(и): Сэндзю Фармасьютикал Ко, ЛТД (Япония), Астеллас Фарма Инк. (Япония). - № 009142843/15, заявл. 18.04.2008; опубл.

20.02.2012. Бюл. №5. - 21 с.

3. Wilmink G.J., Grundt J.E. Invited Review Article: Current State of Research on Biological Effects of Terahertz Radiation // J. Infrared Milli Terahz Waves. V. 32. - P. 1074-1122.

4. Globus T.R., Woolard D.L., Khromova T.and et.al. THz-spectroscopy of bio­ logical molecules // J. Bio. Phys. - 2003. - V. 29. №2. - P. 89-100.

Основные результаты диссертации опубликованы в следующих По перечню ВАК:

1. Цуркан М.В., Собакинская Е.А., Смолянская О.А. и др. Исследование спектра молекулы ДНК в терагерцовой области частот // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2012. - № 1 (77). С. 15- 2. Цуркан М. В., Смолянская О. А., Брянцева Н. Г. Воздействие терагерцового излучения на рост нейритов // Научно-технический вестник информацион­ ных технологий, механики и оптики. - 2013. - № 1(83). - С. 60-65.

3. Езерская А.А., Цуркан М.В., Смолянская О.А. и др. Идентификация ами­ нокислот, входящих в состав кожи человека, с помощью спектров диапазона 0,05-1,2ТГц // Научно-технический вестник информационных технологий, ме­ ханики и оптики. - 2013. - №2 (84). - C. 50- 4. Tsurkan M.V., Balbekin N.S., Sobakinskaya E.A. and et.al. Terahertz Spec­ troscopy of DNA // Optics and Spectroscopy. - 2013. - Vol. 114. - No. 6. - P. 894­ 898.

5. Цуркан М.В., Кудрявцев И.В., Серебрякова М.К. и др. Анализ влияния низкоинтенсивного терагерцового излучения на маркеры ранней активации лимфоцитов // Научно-технический вестник информационных технологий, ме­ ханики и оптики. - 2013. - №4 (86). - C. 72-77.

6. Цуркан М.В., Кудрявцев И.В., Серебрякова М.К. Воздействие излучения диапазона 0,05-1,2 ТГц на мембранный потенциал митохондрий // Научно­ технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2013.

- №4 - 86. - C. 56-61.

7. Дука (Цуркан) М.В., Серебрякова М.К., Трулёв А.С. и др. Оценка влия­ ния терагерцового излучения диапазона 0,05-1,2 ТГц на функциональную ак­ тивность лимфоцитов in vitro // Российский иммунологический журнал. - 2013.

- Т. 7(16). - № 2-3 (1). - С. 30-34.

8. Duka (Tsurkan) M.V., Nesgovorova, Yu.S., Smolyanskaya O.A. and et.al.

Study of the action of broad-band terahertz radiation on the functional activity of cells // Journal of Optical Technology. - 2013. - V. 8 - Issue 11. - P. 655-660.

9. Sulatsky M.I., Duka M.V., Smolyanskaya O.A. Stimulation of Neurite Growth under Broadband Pulsed THz Radiation // Physics of Wave Phenomena. - 2014. Vol. 22. - No. 3. - P. 197-201.

10. Duka M. V., Dvoretskaya L.N., Babelkin N. S. and et.al. Numerical and exper­ imental studies of mechanisms underlying the effect of pulsed broadband terahertz radiation on nerve cell // Quantum Electronics. - 2014. - V. 44 (8). - P. 707- Другие публикации:

11. Tsurkan M.V., Penniyainen V.A. and et. al. Changing growth of neurites of sensory ganglions by terahertz radiation // Proc. of SPIE. - 2012. - V. 8261. S- 12. Цуркан М.В., Пеннияйнен В.А., Кипенко А.В. и др. Воздействие ТГц из­ лучения на рост нейритов сенсорных ганглиев в органотипической культуре ткани // Сборник трудов VII Международной конференции молодых ученых и специалистов «ОПТИКА - 2011». - 2011. - С. 178-179.

13. Цуркан М.В., Собакинская Е.А., Грачев Я.В. Исследование спектра ДНК сельди в диапазоне 0.1-1 ТГц // Сборник трудов VII Международной конферен­ ции молодых ученых и специалистов «ОПТИКА - 2011». - 2011. - С. 411-412.

14. Цуркан М.В., Пеннияйнен В.А., Кипенко А.В и др. Отклик клеток на низ­ коинтенсивное ТГц излучение // Научные труды VI Международного конгресса «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине. - 2012. C.197.

15. Езерская А.А., Цуркан М.В., Смолянская О.А. Применение терагерцовой спектроскопии для ранней диагностики патологических процессов в биотканях // Труды X Международной конференции «Фундаментальные проблемы опти­ ки-2012». - 2012. - C.469-470.

16. Цуркан М.В., Балбекин Н.С., Смолянская О.А. Диагностика мембран кле­ ток с помощью макета ТГц спектрометра // Труды X Международной конфе­ ренции «Фундаментальные проблемы оптики-2012». - 2012. - С.518-519.

17. Сулацкий М.И., Цуркан М.В. Смолянская О.А. Воздействие ТГц излуче­ ния на рост нейритов // Труды X Международной конференции «Прикладная оптика-2012». - 2012. - С.516-518.

18. Сулацкий М.И., Цуркан М.В., Смолянская О.А. Воздействие ТГц излуче­ ния на нейриты // Медицинский академический журнал. Приложение. - 2012. С.505- 19. Езерская А.А., Цуркан М.В., Смолянская О.А. Возможности использова­ ния терагерцовой спектроскопии для ранней диагностики патологических про­ цессов в биотканях // Медицинский академический журнал. Приложение. С.433-434.

20. Цуркан М.В., Езерская А.А., Смолянская О.А. Возможности применения терагерцового излучения в медицине // Сборник статей четвертой международ­ ной научной научно-практической конференции «Высокие технологии, фунда­ ментальные и прикладные исследования в физиологии и медицине». - 2012. C.64-66.

21. Tsurkan M.V. Smolyanskaya O.A. Impact of terahertz radiation on cells // Mi­ crowave Conference Proceedings (APMC). - 2013. - P. 630-632.

Похожие работы:

«ШУБА Анастасия Александровна ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ БИОПРОБ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕТЕКТИРОВАНИЯ МАССИВОМ ПЬЕЗОСЕНСОРОВ ЛЕГКОЛЕТУЧИХ АМИНОВ РАЗЛИЧНОГО СТРОЕНИЯ И АЛИФАТИЧЕСКИХ КИСЛОТ 02.00.02 – Аналитическая химия АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата химических наук Воронеж 2013 Работа выполнена в ФГБОУ ВПО Воронежский государственный университет инженерных технологий Научный руководитель : Кучменко Татьяна Анатольевна – доктор химических наук, профессор (ФГБОУ...»

«АЛОМА ВИКТОРЬЕН ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН АФРИКИ) Специальность: 08.00.14 – Мировая экономика АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва – 2014 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования Интенсивное экономическое развитие азиатских государств, в особенности Китайской Народной Республики (далее - Китай) круто изменило порядок внешнеторговых связей на международной арене...»

«ПОЛЯНСКАЯ НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА СИНТЕЗ, СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КОМПЛЕКСНЫХ СОЕДИНЕНИЙ НЕКОТОРЫХ ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИХ АЗОПРОИЗВОДНЫХ 9,10ФЕНАНТРЕНХИНОНА 02.00.01- неорганическая химия АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата химических наук Москва 2012 Работа выполнена на кафедре общей химии факультета физико - математических и естественных наук Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский...»