Ведерникова Маргарита Андреевна Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века 24.00.01 – теория и история культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степен ...
3 определенности – в том числе через поддержание знаковых, символических явлений конкретных культур. Проблема, в том виде, как она поставлена автором – русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века, – еще не разрабатывалась современной наукой. Степень научной разработанности проблемы детерминирована фактом проведения исследования на стыке нескольких научных дисциплин, что позволяет выделить три уровня данной работы: культурфилософский, исторический, искусствоведческий. Многомерность, многоплановость, историческая обусловлен ность определяют интерес к данной теме современных представите лей разных областей гуманитарного знания: культурологов, филосо фов, историков, искусствоведов, литературоведов, политологов, со циологов и пр. Культурфилософский уровень. Понятие «культура серебряного века» или «русский культурный ренессанс» появилось в русской на учной и художественной литературе в конце XIX века. Оно сформи ровалось в трудах таких деятелей культуры, как Н.А. Бердяев, Р.В. ИвановРазумник, С.К. Маковский, Д.С. Мережковский, Н.А. Оцуп, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, и др. Существует значительный исследовательский материал по рус скому культурному ренессансу, рассматривающий как отдельные во просы и проблемы, вписывающий в культурный контекст эпохи отдель ные творческие биографии, так и нацеленный на панорамный охват с выявлением основных принципов функционирования культуры. Концептуальное построение данного диссертационного иссле дования связано с теоретическими разработками проблем русской культуры Серебряного века в работах таких ученых, как Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, B.C. Соловьев, А.А. Аронов, Ю.А. Асоян, Г.В. Варакиной, М.А. Воскресенская, З.Р. Жукоцкая, И.В. Кондаков, В.А. Кувакин, Д.В. Максимов, А.В. Молофеев, М.Г. Неклюдова, Л.А. Рапацкая, Е.А. Сай ко, Ю.В. Синеокая, К.А. Свасьян, Г.Ю. Стернин, В.С. Турчин, В.П. 1 Шестаков, М.М. Шибаева, Н.А. Хренов, А.М. Эткинд . 1 Аронов А.А. Культурный ренессанс Русского Зарубежья. – М., 2007 Асоян Ю.А, Малофеев А.В. Открытие идеи культуры: опыт русской культурологии середины XIX–XX вв. – М., 2001 Жукоцкая З.Р. Культурфилософия русского символизма, теургия и откровение: Дис. на 4 Для теоретикометодологического обоснования исследования мы опирались на труды отечественных исследователей культуры, форми рующих современное представление о культуре, закономерностях её развития и функционирования: С.С. Аверинцева, А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.В. Бычкова, Л.П. Буевой, И.В. Греча ник, Г.В. Гриненко, А.В. Гулыги, Н.С. Злобина, Л.С. Зориловой, С.Н. Иконниковой, И.А. Ильина, М.С. Кагана, Л.С. Клейна, Л.Н. Кога на, А.В. Костиной, Д.С. Лихачева, Н.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, И.В. Малыгиной, Б.С. Мейлаха, А.А. Пелипенко, М.А. Полетаева, А.Я. Флиера, С.Л. Франка, М.М. Шибаевой и др. Рассматривая балет как культурную форму, как «исходный образ 1 ец для последующего прямого или вариативного репродуцирования », а спектакль как невербальный культурный текст, для нас важны, в пер вую очередь, работы А.Я. Флиера. Серебряный век это время неопределенное, многоаспектное, «мя 2 тежное, богоищущее, бредившее красотой» , в котором сильны увле чения теургией В.С. Соловьева, идеями русского космизма, идеями мистицизма. Балет отозвался, переработал и стал ярким примером формы преодоления тех кризисных моментов, которыми была перена сыщена эпоха, к примеру, поэзия символиста А.А. Блока. Для раскрытия различных подходов в изучении проблем тради ций и новаций были привлечены труды следующих ученых: Г.Л. Анд ронаки, Э.А. Баллера, С.К. Бондыревой, В.В. Васильевой, В.Б. Власо вой, Д.В. Колесова, Э.С. Маркаряна, В.В. Медушевского, Е.А. Семеновой, П.А. Слепцова, К.В. Чистова, Н.Г. Шахназаровой, Е. Шацкого, и др. В области исследований традиций мы делаем особый акцент на культурологической концепции Э.С. Маркаряна, получив шей название традициология. В данной концепции Э.С. Маркарян из соик. уч.ст. доктора культурологии. М., 2003 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 1997 Сайко Е.А. Образ культуры Серебряного века: культурдиалог, феноменология, риски, эффект напоминания. – М., 2005 Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала ХХ века. – М., 1984, Художественная жизнь России 1900–1910 годов. М., 1988, Художественная жизнь России на рубеже ХIX–ХХ веков. – М., 1970, Художественная жизнь России начала ХХ века. – М., 1976 Турчин В.С. «Да» и «нет» на переломе эпох. Теософская традиция в русской культуре//С. Дягилев и русское искусство XIX–XX вв. – Том I. – Пермь, 2005, Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. – М., 1995, Искусство и мир в «Мире искусства». – М., 1998, Эткинд А.М. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века М., 1996 и др. 1 Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. М., 2008. С. 78. 2 Маковский СК.. На Парнасе серебряного века. // Маковский С.К. Портреты современников. М.: Аграф, 2000. С. 258.
5 лагает теоретические основания интегративной науки о динамике традиций. Методология изучения диалогических связей освещается в трудах М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Бубера, Л.М. Баткина, Г.Д. Гачева, М.С. Кагана, Н.И. Конрада, Ю.М.Лотмана и других. Г.С. Кнабе разрабатывает диалектику взаимосвязи общества и личности, находящих свое выражение в нормах, привычках, традициях, а также «в общем духовном фоне» эпохи. Взаимодействие культур и общие закономерности их становления раскрывает П.С. Гуревич. В ходе междисциплинарного по своему характеру исследования использован ряд теоретических концептов, сформированных в обще ственных науках. Определённой опорой для изучения заявленной те мы служила работа М.С. Кагана и Е.Г. Хилтухиной, в которой ключе вая социокультурная проблема ВостокЗападРоссия рассматривалась с позиции диалектики общего, особенного и единичного, что позво лило авторам прийти к важному выводу: взаимодействие культур складывается на основе сочетания преемственности, заимствования и сохранения традиций и обычаев общающихся народов, освоения ка ждым элементов других культур. Данное обстоятельство способству ет не только взаимному пониманию, но и самопознанию, активному взаимодействию художественных культур разных народов без утраты самобытности и специфичности каждой из них. Диалектический под ход к взаимоотношениям культур позволяет интерпретировать их диалог как взаимодействие суверенных, равноценных и уникальных субъектов, стремящихся к достижению понимания или повышения 1 его уровня . Следует также выделить различные подходы к пониманию природы искусства: историкокультурное направление, представленное О.В. Дивиденко, В.Л. Дранковым, А.Е. Ефремовым, М.С. Каганом, Д.С. Лихачевым, А.Ф. Лосевым, И.А. Тэном теории искусства «субъективного» характера Л.С. Выготского, И. Гете, О.А. Кривцуна, Б. Кроче, З. Фрейда, Й. Хейзинги, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, К. Юнга. Проблемы исполнительства, творчества рассмотрены в отечественной науке в соответствии с различными подходами: философский представлен в трудах Н.И. Ворониной, М.С. Кагана, Л.Н. 1 Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "ЗападВосток" в культурологии: взаимодействие художественных культур. – М.,1994. – С. 144–147.
6 Столовича семиотический изложен в исследованиях Е.В. Волковой, Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского структурно функциональный – в монографиях Г.И. Гильбурда, Е.Г. Гуренко, Б.Я. Землянского, Н.П. Корыхаловой семантический – в исследованиях Б.В. Асафьева, Е.С. Громова, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, А.А. Фарбштейна психологический – в работах Д.Б. Богоявленской и А.А. МеликПашаева. Исторический уровень представлен работами историко культурного плана. Здесь важны работы, характеризующие русскую историю дореволюционного периода рубежного времени, а также труды по истории эмиграции первой волны. В начале ХХ века из России, которая пережила за первую четверть века три революции, три войны (Русскояпонскую, Первую мировую, Гражданскую), распад единого и неделимого тысячелетнего государства, «красный» и «белый» террор, массовый голод и эпидемии по самым приблизительным подсчетам эмигрировало 2 млн. российских граждан. Из трех эмиграционных волн первая волна 1917–1939 гг. считается самой массовой. При советской власти об эмигрантах старались не вспоминать. За родственниками эмигрантов следили как за социальноопасным элементом. Впервые об эмигрантах, об их вкладе в мировую культуру заговорили лишь в 90х годах ХХ века: начинают проводиться 1 конференции, выходит ряд обзорных работ . Появляются работы, исследующие судьбы отечественной 2 3 4 эмиграции в определенных регионах: Англии , Германии , Италии , 1 В Москве 8–12 сентября 1993 года прошла конференция на тему «Культурное наследие российской эмиграции: 1917–1940е годы» упомянем обзорные работы Раева Марка «Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919–1939 гг. – М.: Прогресс Академия, 1994, Костикова В.В. Не будем проклинать изгнание… (Пути и судьбы русской эмиграции) – М.: Международные отношения, 1990, Попова А.В. Русское зарубежье и архивы. Документы Российской эмиграции в архивах Москвы: проблемы выявления комплектования описания, использования // Материалы к истории русской политической эмиграции. Вып.IV. – М.: ИАИ РГГУ, 1998 и др. под руководством профессора Е.И. Пивоварова вышло учебное пособие по истории русского зарубежья, подготовленное коллективом авторов «Российская эмиграция в Турции, ЮгоВосточной и Центральной Европе 20х годов (гражданские беженцы, армия, учебные заведения). – М., 1994 2 Кудрякова Е.Б. Российская эмиграция в Великобритании в период между двумя войнами. – М., 1995. 3 Русские в Германии (1914–1933). – СПб., 1995. 4 Комолова Н.П. Русское зарубежье в Италии (1917–1945 гг.) // Русская эмиграция в Европе в 20–30е годы ХХ века. – М., 1996.
7 1 2 3 4 5 Китае , Латинской Америке , Норвегии , США , Финляндии . 6 7 Чехословакии , Югославии . В эмиграции оказались представители разных профессий, всех слоев дореволюционного общества. Уникальность балетной эмиграции заключается в том, что Рос сию покинула большая часть балетмейстеров, танцовщиков. Можно смело говорить о великом исходе служителей балетного искусства из русских театров. К примеру, в 1900–1910е годы звание балерины, высшее звание в табели о рангах балерин, получили шесть танцов щиц: А.Я. Ваганова, Л.Н. Егорова, М.Ф. Кшесинская, О.И. Преобра женская, Ю.Н. Седова, В.А. Трефилова. Из этих шести балерин в СССР после 1917 года осталась лишь А.Я. Ваганова. По истории русской балетной эмиграции нет ни одной обзорной работы, анализирующей вклад данного явления в мировую культуру. Источниками к раскрытию данного вопроса следует назвать большой 8 пласт мемуарной литературы , работы, посвященные исследованию 9 отдельной личности, труппы , диссертационные исследования, также 10 посвященные отделено взятому явлению, личности . Общая история русского балета рассмотрена в работах: Ю.А. Бахрушина, Л.Д. Блок, М. Борисоглебского, В.М. Красовской, Ю.И. Слонимского, Е.Я. Суриц и др. Среди диссертационных работ, посвященных изучению истории русского балета, отдельного периода его истории следует отметить работы Ильичевой М.А. (СПб., 2001), Сидоркиной Т.Н. (Саранск, 2000), Смирновой Н.Р. (М., 1992), Федорченко О.А. (М., 2006). 1 Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917–1924 гг.) – М., 1997. 2 Русское зарубежье в Латинской Америке. – М., 1993. 3 Цветков Н.Н. Русские в Норвегии (1920–1940) // Культурное наследие российской эмиграции. Кн. 1. – М., 1994. 4 Райтман Марк. Знаменитые эмигранты из России. Очерки о россиянах, добившихся успеха в США. – РостовнаДону: Феникс, 1999. 5 Русские в Финляндии // Вопросы истории. 1993. – №4. 6 Серапионова Е.П. Российская эмиграция в Чехословацкой республике (20–30е годы) – М.: 1995. 7 Козлитин В.Д. Русская и украинская эмиграция в Югославии 1919–1945. – Харьков, 1996. 8 Кшесинская М.Ф., Карсавина Т.П., Нижинский В.Ф., Лифарь С.М., Фокин М.М., Григорьев С.Л., Петипа М., Лопухов Ф.В., Мясин Л.Ф., Тихонова Н. и др. 9 Суриц Е.Я., Бакл Р., Друскин М., Катонова С., Коган Д.З. и др. 10 Долгова В.Н. (М., 2006), Марар О.И. (Воронеж, 2000), Наборщикова С.В. (М., 2010), Российский М.А. (М., 2001), Филиппова М.В. (Воронеж, 2001), Чекова Т.И. (Самара, 2007) и др.
8 Отдельно следует выделить работу по изучению архива, храня щегося в семье известного танцовщика и балетмейстера, эмигранта первой волны в Китай, Владимира Константиновича Ижевского. Для изучения творческой биографии В.К. Ижевского и его жены Г.И. ИжевскойСарабун также были привлечены документы из Госу дарственного архива Хабаровского края. О жизни танцовщиков, балетмейстеров и педагогов «русского Китая» имеются отрывочные и схематические сведения. Среди ис следователей, затрагивавших в своих работах деятельность танцов щиков и балетмейстеров в Китае, Г.В. Мелихов, Н. Надзвецкая, А.А. Хисамутдинов, Ван Чжичэн и др. Из диссертационных работ 1 особую ценность представляет исследование С.А. Черкашиной . Искусствоведческий уровень включает критическое осмысле ние творческих успехов деятелей балетного искусства, которое нача лось с рецензий балетных критиков начала ХХ века: Н.М. Безобразо ва, Ю.Д. Беляева, А.Л. Волынского, А.Я. Левинсона, А.А. Плещеева, А.Б. Потемкина, В.Я. Светлова, Ю.В. Соболева, А.А. Черепнина. Ба летной критике серебряного века посвящены диссертационные ис следования Быкова А.В. (М., 2003), Коршуновой Н.А. (М., 2010). К искусствоведческим трудам, посвященным вопросам сочета ния традиций и новаций, относятся работы Н.Ю. Черновой, В.М. Га евского, Т.В. Портновой, Д.В. Сарабьянова и др. Теоретические аспекты выразительных средств балета, специ фики его языка и художественной формы, проблемы музыкальной и хореографической драматургии, театральнодекорационного оформ ления и сценографии в работах: Б.В. Асафьева, В.М. Богданова Березовского, К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова и др. Искусство русских художников театра исследовано достаточно полно в трудах следующих авторов: В.И. Березкина, Р.Н. Власовой, М.В. Давыдовой, Е.И. Костиной, М.Н. Пожарской, Ф.Я. Сыркиной и др. Интерес представляют труды, в которых рассматривается творче ство отдельного художникадекоратора, это: А.И. Бассехес, Д.З. Коган, М.С. Коноплева, С.А. Онуфриева, И.Н. Пружан, Г.И. Чугунов, М.Г. Эт кинд и др. К музыкальной драматургии балета в связи с творчеством того или иного композитора обращались И.Я. Вершинина, Б.М. Ярустовский, И.В. Нестьев, Л.В. Карагичева и др. Отдельные 1 Черкашина С.А. Культурная деятельность русской эмиграции в Китае (1719–1945). Дис … канд. культурологии. – СПб., 2002.
9 статьи о балетном творчестве есть в сборнике: «Из истории музыки ХХ века» (М., 1971), «Музыка и жизнь» (вып. 1., Л., 1972 вып. 2., М., 1973), «Музыка ХХ века» (М., 1977) и др. Драматургии балетного театра посвящены труды В.В. Ванслова, П.М. Карпа, Ю.И. Слонимского и др. Особенности педагогики и исполнительства в балете рассматри ваются в работах А.Я. Вагановой, А.Л. Волынского, А.П. Глушковского, А.М. Мессерера, К.С. Станиславского и др. Объект исследования: русский балет как уникальное историко культурное явление. Предмет исследования: особенности взаимосвязи традиций и новаций балета серебряного века. Цель диссертационного исследования состоит в анализе и идентификации взаимосвязи традиций и новаций русского балета в контексте истории отечественной культуры. Данной целью обусловлены следующие задачи исследования: установить и обосновать пространственновременной континуум русского культурного ренессанса выявить и охарактеризовать специфические черты культуры се ребряного века рассмотреть основные этапы развития балетного искусства на фоне панорамного осмысления отечественной культуры серебряного века определить степень воздействия традиций на становление куль туры серебряного века, а также взаимовлияние традиций и новаций как на отечественную культуру в целом, так и на балетное искусство, в частности раскрыть традиции и новации русского балета серебряного века, через призму критической мысли исследуемого периода рассмотреть отечественный балет в контексте ментальности рус ской культуры показать на конкретных примерах взаимосвязь традиций и нова ций в творчестве балетмейстеров серебряного века проанализировать роль основных балетных школстудий, плодо творно работавших в эмиграции в период 1917–1939 гг., в сохранении и трансляции традиций отечественной школы классического танца выявить место хореографических коллективов и трупп в куль турном пространстве серебряного века 10 рассмотреть судьбы конкретных творческих личностей в контек сте взаимосвязи традиций и новаций: танцовщиков, хореографов, пе дагогов, декораторов, композиторов и др. ввести в научный оборот ранее неопубликованные материалы по творчеству представителей серебряного века: В.К. Ижевского и Г.И. ИжевскойСарабун. Хронологические рамки исследования. Работа охватывает ис торию русского балета с момента его появления в XVII веке и до 1939 года, когда, по мысли диссертанта, произошло окончание серебряно го века.
Территориальные рамки исследования обширны, затрагивают Российскую империю, затем, после 1917 года – Западную Европу, США, Китай. Материал исследования составили научные работы по искус ствоведению, культурологические исследования, тексты современной философии, литературоведческие работы, касающиеся взаимосвязи традиций и новаций серебряного века, а также исследования в облас ти истории отечественной культуры, теории и истории русского бале та. Из ранее неопубликованных материалов диссертантом рассмотрен архив танцовщика, хореографа, педагога серебряного века – В.К. Ижевского: автобиография, надиктованная В.К. Ижевским на 17 аудиокассет, фотоматериалы, афиши, связанные с работой В.К. Ижевского и его супруги Г.И. ИжевскойСарабун в Китае. Теоретикометодологические основы исследования. Выбор методологических основ определился объектом, предметом, целью и задачами исследования. Поскольку русский балет выступает как феномен русской куль туры, то в качестве исходного методологического основания диссер тационного исследования выступил генетический метод, который позволил проанализировать интересующий нас объект с точки зрения его возникновения и развития (Г. Спенсер, А. Тойнби, Э. Тайлор, О. Шпенглер). При изложении тенденций развития русского балета в их хроно логической последовательности использовался диахронический ме тод (Д.В. Разумовский, И.А. Гарднер). В сравнительноисторическом анализе конкретной области рус ского и мирового балета в определенном временном интервале, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий, в данной работе использовался компаративный метод (П. Сорокин).
11 Проблема историкокультурных трансформаций в различных аспектах рассматривается в работах отечественных культурологов, среди них особенно важной является концепция культурогенеза, раз работанная А.Я. Флиером, которая позволяет рассмотреть русский балет в исторической ретроспективе. Вспомогательным, но принципиально важным для нашего иссле дования методом явился биографический метод (М.А. Рыцарева). Важными для диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных культурологов, философов, историков, искусствоведов, раскрывающие: общенаучные основы системного анализа (И.В. Блауберг, Л.Ф. Бер таланфи, И.Р. Матвеев, Ю.Н. Пригожин, В.Н. Садовский, Ю.П. Сур мин, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин) системный подход в исследованиях культуры и искусства (А.А. Аронов, Н.И. Ефимова, В.С. Жидков, Л.С. Зорилова, С.Н. Икон никова, М.С. Каган, А.В. Костина, Э.А. Орлова, Ю.В. Осокин, К.Б. Со колов, Т.Н. Суминова, П.Ю. Черносвитов, М.М. Шибаева, А.Я. Флиер) аксиологию художественной культуры (М.М. Бахтин, Ю.М. Лот ман, Д.С. Лихачев, М.С. Каган, Э.В. Махрова, Л.М. Мосолова, Ю.У. ФохтБабушкин) эволюционную теорию культуры (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Б. Мали новский, Э.С. Маркарян, Л. Морган) циклические и волнообразные концепции социокультурной дина мики (Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Дж. Вико, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Дани левский, Н.Д. Кондратьев, А. Моль, В.М. Петров, П.А. Сорокин, А. Тойнби, О. Шпенглер, Й. Шумпетер) типологию культурноисторических эпох (М.С. Каган, И.В. Конда ков, О.Я. Кривцун, Л.В. Китайчик, Г.Ю. Стернин, Е.Н. Устюгова). Характер исследования определяется как междисциплинарный, который предполагает использование знаний, источников из смежных областей: культурологии, искусствоведения, истории, философии. Методы исследования. В диссертации использовано несколько групп научных методов, адекватных объекту и предмету исследова ния, а также сложности и многоаспектности изучаемого феномена. К первой группе методов относятся следующие: анализ исторической, культурологической, искусствоведческой, историко художественной, филологической, мемуарной литературы. Сопостав ление источников по важнейшим содержательным акцентам. Вторая группа методов включает в себя: реконструкцию и моделирование 12 конкретных исторических событий и явлений с позиций системного подхода. При этом строго соблюдаются принципы объективности и историзма в подходе к явлениям культуры. Научная новизна исследования обусловлена постановкой про блемы взаимосвязи традиций и новаций русского балета серебряного века как ранее неизученной и состоит: установлен и обоснован пространственновременной континуум серебряного века. Уточнены объективно сложившиеся временные рам ки серебряного века: в России – 18901917 гг. продолжение серебряно го века в культуре русского Зарубежья на временном отрезке 19171939 гг. выявлены и охарактеризованы специфические черты отечествен ной культуры серебряного века. Так, заметное влияние на все аспекты культурной жизни оказали религиознофилософские учения в эпоху серебряного века состоялось возвращение к «русской античности» на новом смысловом уровне, отразившееся на всех слагаемых целостного культурного процесса и др. выявлены и обоснованы основные тенденции развития отечествен ного балета на фоне основных компонентов, входящих в его состав. Среди них: обогащение отечественного балета за счет творческих сою зов балетмейстеров и композиторов именно литературная состав ляющая балета проявляет преимущественную стабильность по срав нению с другими компонентами системы определено существенное влияние традиций на становление куль туры серебряного века, а также взаимовлияние традиций и новаций как на отечественную культуру в целом, так и на балетное искусство, в ча стности рассмотрена история русского балета в контексте ментальности русской культуры. Доказано, что история русского балета может быть рассмотрена через призму ментальности отечественной культуры раскрыты новации русского балета серебряного века в контексте взаимосвязи с традициями русской школы классического танца: вводя новые темы и образы, развивая язык танца, привнося в балет достиже ния из смежных искусств, балетмейстерыноваторы отталкивались от лучших достижений классического (академического) балета показана на конкретных примерах взаимосвязь традиций и нова ций в творчестве балетмейстеров серебряного века 13 установлены основные балетные школыстудии, плодотворно ра ботающие в эмиграции в период 1917–1939 гг., явившиеся транслято рами традиций отечественной школы классического танца рассмотрена деятельность хореографических коллективов, трупп, а также их вклад в развитие отечественной культуры серебряного века установлен вклад в создание, становление, развитие отечественно го и мирового балета конкретных творческих личностей: танцовщиков, хореографов, педагогов и др. введены в научный оборот ранее неопубликованные материалы по истории отечественного балета (творческие биографии В.К. Ижевского и Г.И. ИжевскойСарабун). Теоретическая значимость определяется тем, что объективные закономерности и тенденции, характеризующие специфику взаимо связи традиций и новаций русского балета, выявлены и рассмотрены на фоне истории русской культуры 1890–1939 годов. В работе концептуализированы специфические черты русского балета в контексте взаимосвязи традиции и новации культуры сереб ряного века, что и стало методологическим основанием для теорети ческих и эмпирических исследований культурологических проблем в данной области. Результаты исследования, дополняя культуру русского Зарубе жья своей малоизвестной страницей, касающейся истории русского балета дальневосточной (китайской) ветви русской эмиграции, спо собствуют выявлению общекультурных и конкретных особенностей существования и трансформации русской культуры в условиях эмиг рации. Анализ творчества В.К. Ижевского и Г.И. ИжевскойСарабун позволяет выявить специфику развития русской балетной школы в инокультурной среде, представляя интересный вариант взаимодейст вия русской культуры и культуры тихоокеанского региона, а именно Китая. Практическая значимость работы состоит в возможности ис пользовать его результаты при разработке общих вопросов истории культуры, при осуществлении частных культурологических, филоло гических, культурфилософских и искусствоведческих исследований. В том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы: в учебном процессе высших и средних учебных заве дений войти в содержание учебных изданий по общеобразователь ным и специальным дисциплинам: культурология, история искусств, 14 история балета и др. в качестве теоретических основ для создания современных хореографических коллективов. Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвящённое изучению русского ба лета в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века, соответствует следующим позициям паспорта специальности 24.00.01 – теория и история культуры (культурология): п. 9. Историческая пре емственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов п. 10. Принципы периодизации и основные периоды в исто рическом развитии культуры п. 13. Факторы развития культуры п. 14. Возникновение и развитие современных феноменов культуры п. 15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества п. 16. Традиции и механизмы культурного наследования п. 17. Компо ненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство) п. 28. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира. Основные положения, выносимые на защиту: 1) В культурном пространстве серебряного века объективно сложились два крупнейших интеллектуальнотворческих центра – СанктПетербург и Москва, но географическое пространство сереб ряного века объективно не ограничилось этими двумя центрами, ох ватив и российскую периферию. Собранные нами факты, убедитель но свидетельствуют о том, что серебряный век, состоявшийся в Рос сии на рубеже XIX – XX вв., был объективно, фактически продолжен усилиями первой послеоктябрьской эмиграционной волны из России, в 19171939 гг., успешно осуществившей свою великую историко культурную миссию. 2) Эпохе серебряного века присущи уникальные, ярко выражен ные именно в данном периоде отечественной культуры специфиче ские черты: заметное влияние на все аспекты культурной жизни религиозно философских учений стремление к синтезу искусств возвращение к «русской античности» на новом смысловом уровне, отразившемся во всех слагаемых целостного культурного процесса активизация различных форм художественного экспериментирова ния достижение оптимального сплава традиций и новаций сближение элитарной культуры и культуры низов 15 русская интеллигенция выступила основным субъектом философ ских исканий и инновационной деятельности серебряного века формирование так называемого «ренессансного типа личности», для которого характерен широкий творческий диапазон расцвет меценатства в сфере культуры – «золотой век русского ме ценатства» беспрецедентное в истории России число прорывов, значимых для мировой культуры высокий уровень книжной культуры и периодики. 3) В аспекте взаимосвязи традиций и новаций важное место зани мает триада: традиция – новация – обогащенная традиция, по принципу которой реально происходит прогрессивное движение отечественной культуры. Отрицание традиций иллюзорно: традиция, цикличная в своем развитии, зарождается, формируется, активно функционирует и взаимодействует с новациями, разрушается, отмирает или трансформи руется, возрождается в виде обогащенной за счет новаций традиции. Уникальность русского культурного ренессанса – в количественном и качественном преобладании новаций (по сравнению с другими эпоха ми). Никогда еще в русской культуре и искусстве проблема традиций и новаторства не стояла столь остро, а используемые традиции не отли чались таким многообразием, как в период серебряного века. Но тради ции, из какой бы эпохи они ни заимствовались, носили яркий, новатор ский отпечаток творческой индивидуальности автора. Прошлое про слеживалось через призму современности. Зачастую традиции и нова ции настолько тесно были связаны друг с другом, что относились к од ному и тому же течению или направлению, к одному и тому же худож нику и мыслителю, нередко к одному и тому же произведению. 4) Балет, как одна из культурных форм, стал фактором преодоления многих кризисных явлений, которыми была перенасыщена эпоха и в частности поэзия символистов – безысходность, мрачность, чувство рубежа, болезни духа, тема апокалипсиса. Для балета это первое по времени столь сильное сближение с философскокультурными про блемами своего времени. Но художественные эксперименты в балете не стали прямым выходом в проблемное поле эпохи, а отразились в балете косвенно, опосредовано, часто ассоциативно. 5) В истории отечественного балета нашли свое доминантные черты, объективно свойственные ментальности русской культуры: неразрывная, органическая связь отечественной культуры с христианством, а конкретно – с православием 16 объективное сохранение, наследование многих элементов языческой культуры и как следствие – создание ряда спектаклей на языческую тематику народность развитие культуры, а вместе с ним и балета, рывками (толчками) лояльный, гуманный характер отечественной культуры, прояв ляющий себя во взаимоотношениях с другими культурами проявление милосердия (благотворительности) в деятельности русских танцовщиков, балетмейстеров, а также в деятельности мецена тов сцены историческое формирование отечественной культуры на особом социоэтнокультурном пространстве, принадлежащем к Европе и Азии, что отразилось на репертуаре русской балетной сцены. 6) Новаторство балета серебряного века объективно проявилось: в темах и образах, напрямую заимствованных из современной жизни (например, балет «Лани» Б.Ф. Нижинской) в заимствованиях из смежных искусств. Серебряный век с его ув лечением изобразительностью выдвинул на первое место тандем ба летмейстера и декоратора в развитии языка танца, привлечении новой выразительности, но заключенной в пределы классического танца в достижениях исполнительского мастерства, в умении передать замысел балетмейстерановатора серебряный век богат, как никакой другой период, выдающимися мастерами: Т.П. Карсавина, А.М. Пав лова, В.Ф. Нижинский (как исполнитель) и многие другие. В творче стве исполнителей также идет переосмысление классических произ ведений прошлого. 7) Балетмейстеры серебряного века, развивая балетное искусст во, создавали спектакли, даже самые новаторские, опираясь на прин ципы построения классического балетного спектакля. Одни – разви вали их, другие – проявляя бунтарский нрав, противопоставляли свои новации принципам построения классического спектакля. Но диалог с классикой балетного прошлого не прерывался. 8) В творчестве большинства хореографов было неминуемо и закономерно обращение к балетам прошлых времен в новой редак ции, с отдачей дани достижениям современности – это и есть одна из форм оптимального варианта взаимосвязи традиций и новаций в ба лете. Интерес к балетам прошлого заложен в поднимаемых в них об щечеловеческих непреходящих ценностях.
17 9) Культурный ренессанс русского зарубежья наиболее ярко проявил себя в области балета: торжество Фокина, театрально декорационного искусства, балетной музыки русских композиторов. Балет как синтетический вид искусства, основными компонентами которого являются музыка, хореография, сценография, в эпоху сереб ряного века пережил подлинный расцвет за счет обогащения каждого из компонентов крупнейшими творцами своей области. 10) Историческую миссию танцовщиков и балетмейстеров пер вой волны можно определить по двум направлениям: русские эмиг ранты основали новые национальные балетные школы, как это про изошло в США, Бразилии, Сербии, Аргентине, и восстановили, выве ли из кризиса мировые балетные школы – Франции и Англии. 11) Постепенно в репертуаре танцовщиков и балетмейстеров первой волны эмиграции появлялись балеты на местные темы с эле ментами национальной (присущей региону эмиграции) музыки, в труппы включались иностранные танцовщики, в основном выращен ные силами русских эмигрантов. Неизменным оставалось одно – тра диция русской балетной школы, традиция как методика обучения, сложившаяся в ходе двухвекового существования. 12) Дальневосточная эмиграция первой волны тесно связана как с эмигрантскими колониями в США, Австралии, так и с колониями в странах Южной Америки, имеет общие особенности и закономерно сти, тесные культурные и политические связи, что подтверждают следующие факты: именно русские эмигранты первой волны познакомили китайцев с европейским классическим балетом силами эмигрантов первой волны в крупнейших центрах сосредо точения русских танцовщиков и балетмейстеров в Харбине и Шанхае были поставлены лучшие классические и новационные балеты, привне сенные с отечественной сцены большинство эмигрантов, занимавшихся педагогической деятель ностью, получили образование в крупнейших русских балетных шко лах. В свою очередь, их ученики получили образование, в основу кото рого легла русская школа классического танца русские танцовщики и балетмейстерыэмигранты, проживавшие в Китае, занимались активной гастрольной деятельностью, что значи тельно расширяет ареал распространения русской школы классическо го танца в Тихоокеанском регионе и сближает с подобными русскими коллективами, работавшими в США и Западной Европе.
18 Апробация результатов исследования Основные положения и результаты исследования нашли отра жение в 38 научных публикациях автора, общим объемом свыше 50 п.л. (3 монографии, научные доклады, статьи в научных сборниках и журналах, в том числе 10 статей в трех изданиях, рекомендованных ВАК, 1 учебнометодическая публикация). Результаты исследования докладывались автором на научных конференциях Московского государственного университета культуры и искусств: на научнопрактической конференции «Культура русско го зарубежья» (27 февраля 2003 г.) на научнопрактической конфе ренции «Культурные ориентиры развития российского общества» (23 апреля 2003 г.) на научнопрактической конференции «Этнокультур ное разнообразие и проблема взаимодействия культур» (23 апреля 2004 г.) на научнопрактической конференции «Творчество как со циокультурное явление» (28 апреля 2005 г.) на научнопрактической конференции «Россия и Европа: историкокультурные параллели» (апрель, 2006 г.) на международном «круглом столе» «75 лет творче ства и созидания: наука, культура, образование ХХI века» на между народной научнопрактической конференции «Молодежь и будущее России: стратегии развития образования и культуры в современном мире» (18–19 ноября 2009 г.) на научнопрактической конференции «Инновационные модели и проекты культурного пространства» (23 декабря 2009 г.) на научнопрактической конференции «Культура, образование, наука: актуальные проблемы современности» (25 фев раля 2010 г.) на научнопрактической конференции «Созидательная миссия культуры» (8 октября 2010 г.) на научной конференции в рамках Года Франции в России и России во Франции «Россия – Франция: диалоги «на границах» культурных миров» (21 мая 2010 г.). Материалы и выводы диссертации используются в учебном про цессе кафедры истории, истории культуры и музееведения Москов ского государственного университета культуры и искусств в разра ботке и при чтении следующих курсов: «История русской культуры», «Экология культуры», «История культуры». Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 3 от 05 октября 2012 г.).
19 Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список литерату ры, содержащий 465 наименований, и два приложения. Общий объем работы – 372 с. (без приложений – 251 с.). II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается идейноисторический фон, анализируется состояние разработки про блемы в научной литературе. Выдвигается основная цель исследова ния и вытекающие из нее задачи диссертации. Определяются методы исследования, обосновывается научная новизна работы, формируют ся выносимые на защиту основные положения и выводы, очерчивает ся круг их практического применения. Первая глава «Идентификация серебряного века отечествен ной культуры в контексте взаимосвязи традиций и новаций» посвящена установлению пространственновременного континуума се ребряного века, определению уникальных, характерных черт, прису щих русскому культурному ренессансу, раскрытию культурного кон текста эпохи, принципиальных особенностей взаимосвязи традиций и новаций серебряного века. Первый параграф «Временные рамки серебряного века: проблемы периодизации» посвящен установлению временного пространства серебряного века, приведены различные точки зрения по данному вопросу. Автор отмечает, что еще не так давно, в 80е годы ХХ века, в обзорных работах по истории отечественной культуры, литературы и искусства термин «культура серебряного века» не использовался ряд ученых до сих пор продолжают занижать достижения серебряного века, искажая его временные рамки. Автор обобщает имеющиеся точки зрения по проблеме периодизации, особо отмечая, что первым по времени из ученых, доказавших идею продолжения серебряного века в творческих достижениях и успехах эмигрантов первой волны (1917–1939), стал доктор культурологии, доктор педагогических на ук, профессор А.А. Аронов. Автор считает, что русский культурный ренессанс – это уни кальный социокультурный феномен, занимающий следующее вре менное пространство: 1890 год – начало серебряного века в России.
20 1917 год – время прекращения серебряного века в России 1917–1939 годы – продолжение серебряного века эмигрантами первой волны, воспроизводство отечественной культуры на чужерод ной почве. Автор приводит многочисленные факты по успехам эмигрантов первой волны, выстраивая их по отраслевому принципу. Второй параграф «Специфические черты русского культур ного ренессанса» посвящен выявлению характерных черт серебряно го века, автором предложен собственный подход к их рассмотрению: Заметное влияние на все аспекты культурной жизни религиозно философских учений Автор считает, что данная характерная черта должна быть обо значена первой, так как религиознофилософские учения, оказывая заметное влияние на все аспекты культурной жизни, предопределили развитие культуры, проблемное поле исследуемого периода. Данная черта является важнейшей при осмыслении культурного контекста эпохи. Для осмысления значения религиознофилософских учений рас сматривается концепция Всеединства, идея тождественности истины добракрасоты В.С. Соловьева, религиознофилософские воззрения Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, а также работы А. Белого и В. Иванова, в которых использовалось понятие Теургии. Проникновение философии в культуру, как отмечает автор, проявляется и в смешении ролей: философы нередко выступают как поэты (В.С. Соловьев), а творческие личности – философами (Скря бин, Чюрлёнис). Автор анализирует проникновение религиознофилософских учений во все сферы культурного процесса как системы, подробно останавливаясь на сближении философии и балета, так как данная тема является самой малоосвещенной в современной науке. Делается вывод, что балет отозвался, переработал и стал ярким примером фор мы преодоления многих кризисных моментов, которыми была пере насыщена эпоха, в частности поэзия символистов. Апокалипсические настроения эпохи, болезни духа переломились в балете, став «темны ми пятнами в радужной игре красок» (В.М. Красовская). Стремление к синтезу искусств. Идея синтеза легла в основу философской системы В.С. Соловь ева. К синтезу стремились и поэтысимволисты (например, Андрей Белый), и живописцы (Чюрлёнис), и музыканты (Скрябин).
21 В искусстве серебряного века можно наблюдать стремление к соединению музыки, философии и цвета. Классический пример тому – творчество Скрябина, гениального музыкантафилософа. Скрябин мечтал в своей «Мистерии» объединить музыку, танец, свет и испол нить это синтетическое произведение в горах Индии. Особо сильно стремление к синтезу у «мирискусников», что на шло свое отражение в приходе в театр. Именно в балетном театре синтез проявился наиболее ярко. Следует сделать акцент на формулировке данной характерной черты – на стремлении к синтезу, поскольку исследование эпохи по казывает, что во всеобъемлющем смысле синтез так и не был достиг нут. Мы имеем дело с разрозненными примерами. Достижение оптимального сплава традиций и новаций. В эпохи переломные проблема взаимосвязи традиций и новаций заявляет о себе максимально остро. Ощущение надвигающейся неиз бежности, предчувствия апокалипсиса, эсхатологические настроения, болезни духа, ощущение рубежа как «ночи», чегото «безысходного» (А. Блок) – все это пронизывает русскую культуру конца XIX – нача ла ХХ века. Уход в мечты о новом возрождении будоражит умы. Встает задача найти оптимальный сплав традиций и новаций: со брать, выбрать лучшее в прошлом, добавив «легкое дыхание» совре менности. Между традициями и новациями, старым и новым, всегда под разумевается диалог, но диалог в различном соотношении. Вопросы взаимодействия традиций и новаций рассматриваются на любом вре менном историческом отрезке, но именно в серебряном веке, в пору бежное время, эта проблема заявляет о себе как важнейшая. Теоретики искусства (А. Бенуа, А. Ростиславов, Д. Философов и др.) ратовали как за продолжение лучших традиций русского искус ства прошлых времен, так и за развитие всего нового и передового в искусстве, относя к новаторству авторскую интерпретацию культур ного наследия прошлого. Несмотря на противоречивость, полярность и многослойность рассматриваемого периода в творчестве многих творцов серебряного века прослеживается достижение оптимального сплава традиций и новаций. Автор приводит многичисленные примеры сплава традиций и новаций, среди которых – неорусский стиль начала ХХ века (ино гда называемый неоромантизмом): Ф.О. Шехтель – Ярославский во кзал в Москве, 1903–1904 гг. А.В. Щусев – Казанский вокзал в Мо 22 скве, 1913–1926 гг. В.М. Васнецов – старое здание Третьяковской га лереи, 1901–1906 гг. Обращение к русской античности в новых исторических усло виях. Происходившие в конце XIХ века мировоззренческие сдвиги в русском обществе, стремление к культурной идентификации преду предили обращение творцов серебряного века к «русской античности» (Д.С. Лихачев), т.е. к культуре Древней Руси это обра щение не было простым слепком с минувших эпох, а возвращением к «русской античности» на новом смысловом уровне, отразившемся во всех слагаемых целостного культурного процесса. Обращение к русской античности в новых исторических услови ях во многом обусловлено возрастанием в конце XIX века авторитета Российской империи на международной арене. С данным ростом уве личивался интерес внутри страны к собственной культуре времен Древней Руси. Повышенный интерес к русской старине, националь ным традициям пронизывает все слагаемые культурного процесса как системы, сочетая новаторство современных стилей, направлений в искусстве и является одной из характерных черт культуры серебряно го века.
В художественном искусстве обращение к русской античности проходило по нескольким направлениям: обращение к древнерусскому иконописному искусству в работах Врубеля, Васнецова, Нестерова, Рериха и др. обращение к русской истории и старине, к русским сказкам, к традиционному русскому быту в работах Билибина, Васнецовых, Кустодиева, ПетроваВодкина, Рябушкина и др. использование художественной техники, колористической экс прессии, композиционных возможностей древнерусских школ при создании современных произведений в работах Н. Гончаровой, П. Кузнецова, К.С. ПетроваВодкина и др. возрождение забытых древнерусских ремесел, где крупнейшими центрами возрождения кустарной промышленности становятся худо жественные объединения в Абрамцево и Талашкино собирательство предметов русской старины: К.Е. Маковским, С.И. Мамонтовым, Ф.М. Плюшкиным, М.К. Тенишевой и др. Активизация различных форм художественного экспериментиро вания 23 Автор приводит многочисленные примеры активизации различных форм художественного экспериментирования в культуре серебряного века. Сближение элитарной культуры и культуры низов Автор приводит ретроспективу вопроса, устанавливая несколько периодов сближения элитарной культуры и культуры низов: формирование крепостной интеллигенции при активной поддержке со стороны дворянства педагогическая и общественная деятельность декабристов в Сибири. культурнопросветительская деятельность либерального народниче ства 60–70х годов XIX века. завершающий, четвертый период – культурный ренессанс конца XIX – начала ХХ в., в который явление сближения элитарной культуры и культуры низов проявилось максимально ярко. К примеру, роспись балалаек М.А. Врубелем, повышенный интерес к культуре народа, к русским народным сказкам, к русскому народному творчеству со сто роны художников (И.Я. Билибин), музыкантов (И.Ф. Стравинский), скульпторов (С.Т. Коненков) и др. Русская интеллигенция выступила основным субъектом философ ских исканий и инновационной деятельности серебряного века Серебряный век стал возможен только благодаря деятельности русской интеллигенции, заявившей о себе как никогда сильно. Сум мируя различные точки зрения, автор отмечает, что лучших её пред ставителей в России всегда отличали моральноэтические притязания, благородные и высоконравственные черты: милосердие, честность, обостренное нравственное видение мира, развитость ума, способ ность критически и самостоятельно мыслить и оценивать социальную жизнь вера в социальное чудо, жертвенность, связанная с глубочай шей ответственностью за судьбу страны и народа. Именно интеллигенция составила социальную базу, культурную элиту серебряного века. Количественное преимущество интеллиген ции в двух столицах по сравнению с периферией приводит некоторых исследователей к мысли о некой пространственной ограниченности серебряного века. Так, Омри Ронен высказывает мысль, что расцвет коснулся только СанктПетербурга. Подобное утверждение ошибоч но. Москва также переживает расцвет художественной жизни. Вот только некоторые факты: деятельность Русской частной оперы Ма монтова спектакли оформленные Врубелем, Поленовым, Корови ным открытие в 1898 году МХТ новаторские постановки Горского и 24 многое другое. Автор доказывает, что в культурном пространстве се ребряного века объективно сложились два крупнейших интеллекту альнотворческих центра – СанктПетербург и Москва, но географи ческое пространство серебряного века объективно не ограничилось этими двумя центрами и охватывает также российскую периферию. Формирование так называемого «ренессансного типа личности», для которого характерен широкий творческий диапазон. Диапазон интересов творцов серебряного века обширен. И речь идет не о единичных случаях, а о целой плеяде имен, подходящих под терминологию «ренессансный тип личности» в своем стремлении вый ти за рамки профессии. К примеру: Архиепископ Лука (в миру Вален тин Феликсович ВойноЯсенецкий 1877–1961) – русский хирург и ду ховный писатель, епископ Русской православной церкви с апреля 1946 года – архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946) Бенуа Александр Николае вич (1870–1960) – историк искусства, живописец, книжный график, сценограф, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусст ва» Вернадский Владимир Иванович (1863–1945) – ученый, естество испытатель, мыслитель, общественный деятель, создатель многих на учных школ Мамонтов Савва Иванович (1841–1918) – предпринима тель, меценат, музыкант, антрепренер, скульптор Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик Фокин Михаил Михайлович (1880–1942) – тан цовщик, балетмейстер, педагог, реформатор балета ХХ века, профес сионально рисовал, играл на фортепиано Флоренский Павел Алексан дрович (1882–1937) – русский православный священник, богослов, уче ный, поэт. Расцвет меценатства в сфере культуры – «золотой век русского меценатства». Меценатство является одной из характерных черт русского на рода, история данного явления уходит далеко вглубь веков. Ретро спектива благотворительности, милосердия, меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами, позволяет выявить очевид ную преемственность добрых деяний, истоки и тенденции отечест венного меценатства. Русские цари, родовитые князья, бояре покро вительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам, лето писцам, книгопечатникам, ученым и поэтам. С середины XIХ века эстафета меценатства переходит от высшей аристократии к купечест ву, к русской буржуазии.
25 В конце ХIХ – начале ХХ века меценатство достигает апогея в своем развитии – своего «золотого века». Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается в истории мно гих известных купеческих династий: Бахрушиных, Мамонтовых, Мо розовых, Рябушинских, Третьяковых, Щукиных и др. В эпоху серебряного века рождается меценатство нового типа: меценаты своими талантами, а не только финансовыми вливания ми, развивали отечественную культуру: К.С. Станиславский – осно ватель знаменитой актерской системы, не устаревающей на протяже нии уже достаточно большого участка времени – более ста лет М.К. Тенишева – художникэмальер, педагог, ученый С.И. Мамонтов – в созданном им художественном центре Абрамцево нередко высту пал режиссером и драматургом домашних спектаклей и пр. меценатство заключалось не только в «одаривании» деньгами нуждающихся, но и в создании оптимальных условий для работы та лантливых людей: Мамонтов приглашал в Абрамцево художников, где предоставлял им кров, заказы, тем самым давая возможность для творческого роста П.М.Третьяков приобретал картины в мастерских художников, зачастую еще не готовые, чем поднимал авторитет мас теров и пр. расширяется социальная база, в роли меценатов начинают высту пать артисты, писатели, архитекторы: благотворительные концерты Шаляпина, Собинова открытие Шаляпиным школы, лазаретов в годы Первой мировой войны создание Шехтелем проекта МХАТ и пр. Беспрецедентное в истории России число прорывов, значимых для мировой культуры. Приводятся многочисленные факты по признанию международ ной общественностью достижений отечественной культуры. Высокий уровень книжной культуры и периодики. К началу ХХ века по количеству издаваемых книг Россия зани мает третье место в мире после Германии и Японии. Книжный поток набирает силу: в 1913 году только на русском языке выпущено 106,8 млн. экземпляров книг. Расширяется читающая аудитории за счет повышения уровня грамотности среди рабочих, крестьян, городского мещанства: хотя формулировка серебряный век – «Россия читающая» относится к 28% грамотного населения (по переписи 1897 года общее количество на селения страны составляло 126 млн. человек).
26 Типографское, издательское дело переживает грандиозный подъем, во много раз увеличивает обороты за несколько десятилетий. Число журналов и особенно газет быстро возрастает так, по официальным данным: в 1889 году в стране выходит 667 изданий, а в 1913 году – 2915. Растет не только количество, но и качество изданий. Синтез ис кусств оказал благотворное влияние не только на театральную сферу, но и на книжное дело. Маститые художники начинают работать на периодику, в таких журналах, как «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и др., иллюстрируют книги: А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.С. Сомов, С.В. Чехонин и др. Режиссер и реформатор театра К.С. Станиславский назвал рос сийских издателей «строителями русской культурной жизни», среди них такие имена: В.М. Антик, А.Е. Бурцев, И.И. ГорбуновПосадов, А.Н. Гранат, И.Н. Гранат, З.И. Гржебин, И.Н. Кнебель, М.В. Сабаш ников, С.В. Сабашников, К.Т. Солдатенков, А.С. Суворин, И.Д. Сы тин и др. Третий параграф «Особенности взаимосвязи традиций и но ваций серебряного века» посвящен теоретическим основам пробле мы взаимосвязи традиций и новаций, на основе которых по отрасле вому принципу прослеживаются принципиальные особенности взаи мосвязи традиций и новаций серебряного века. Традиция цикличная в своем развитии: зарождается, формиру ется, активно функционирует и взаимодействует с новациями, разру шается, отмирает или трансформируется, возрождается в виде обога щенной за счет новаций традиции. Традиция динамична она само развивается. Возвращение к «пройденному» на фоне новых исторических ус ловий прослеживается повсеместно в человеческой культуре: вос крешение античности в эпоху европейского Возрождения интерес романтизма к народному творчеству, к средневековым рыцарским романам и пр. Автор отмечает, что традиции предыдущего XIX века не исчез ли в культуре серебряного века произошло уникальное наложение реалистических традиций и новых художественных направлений. Разрыв с традицией иллюзорен. Противостояние реализма и всего но вого, что привнесла эпоха серебряного века, прослеживается во всех областях культуры.
27 Идеализация прошлого и архаических культур, тяготение к пер воистокам, к фольклору, интерес к мифу, стремление к игровой сти хии, эксперименты по синтетическому объединению искусств, обост ренное внимание ко всему нестандартному – все это было не ново, а характерно направлению романтизма в конце XVIII – начале XIX вв. Во время русского культурного ренессанса происходит возрож дение романтической традиции в творчестве представителей симво лизма, модерна, экспрессионистов, но возрождение со своей специ фикой. Речь идет о своеобразной модификации, о трансформации ро мантического типа миросозерцания. Никогда еще в русском искусстве проблема традиций и нова торства не стояла столь остро, а используемые традиции не отлича лись таким многообразием, как в период серебряного века. Но тради ции, из какой бы эпохи они ни заимствовались, носили яркий, нова торский отпечаток творческой индивидуальности автора. Прошлое прослеживалось через призму современности. Зачастую традиции и новации настолько тесно были связаны друг с другом, что относились к одному и тому же течению или направлению, к одному и тому же художнику и мыслителю, нередко к одному и тому же произведению. Во второй главе «Ретроспектива развития отечественного ба лета» прослеживаются основные вехи развития отечественного балета, а также компонентов, входящих в его состав. Рассматривается русский балет в контексте ментальности отечественной культуры. Первый параграф «Отечественный балет в контексте мен тальности русской культуры» посвящен рассмотрению процесса преломления доминантных черт отечественной культуры в истории русского балета. За основу взяты доминантные черты, присущие мен тальности русской культуры и обозначенные в трудах А.А. Аронова. Проводя сравнительный анализ, автор доказывает, что доми нантные черты нашли свое отражение в истории русского балета: неразрывная, органическая связь отечественной культуры с христи анством, а конкретно – с православием объективное сохранение, наследование многих элементов языче ской культуры и как следствие – создание ряда спектаклей на языче скую тематику народность развитие отечественной культуры, а вместе с ней и балета рывками (толчками) 28 лояльный, гуманный характер отечественной культуры, проявляю щий себя во взаимоотношениях с другими культурами проявление милосердия (благотворительности) в деятельности рус ских танцовщиков, балетмейстеров, а также в деятельности меценатов сцены историческое формирование отечественной культуры на особом со циоэтнокультурном пространстве, принадлежащем к Европе и Азии, что отразилось на репертуаре русской балетной сцены. Во втором параграфе «Основные тенденции развития отече ственного балета» диссертантом выявлены следующие тенденции, присущие развитию отечественного балета и компонентам, входя щим в его состав: уже на начальном этапе формирования отечественной балетной школы русские танцовщики заявили о своих исключительных танце вальных способностях, зачастую превосходя иностранцев в искусстве танца взаимообогащение оперы, балета и драматического театра на протяжении всей истории национального балета на московской сцене, в отличие от петербургской сцены, преобладали балеты с нацио нальной тематикой и народным танцем именно русский театр в своем репертуаре хранит для мировой куль туры лучшие романтические балеты с момента появления балетные школы проявляли стойкую взаимо связь со сценой педагогическая система Петербургского театрального училища дос тигла к серебряному веку высочайшего уровня, что способствовало формированию беспрецедентного числа балетных звезд, ставших осно вой мировой славы отечественного балета первые значительные исследования по балету появились в эпоху се ребряного века. Именно тогда были заложены основы балетоведения как науки. Основные тенденции развития балетной драматургии: внимание к темам, образам, сюжетам произведений отечественной и мировой литературы Отечественная война 1812 года отразилась на тематике балетов, что стало важным этапом на пути самоопределения русского балета интерпретация произведений Пушкина на балетной сцене – ба летная пушкиниана – беспрецедентна по своему числу в сравнении с интерпретациями произведений иных авторов 29 рассматривая балет как многокомпонентную систему, следует от метить тот факт, что именно литературная составляющая проявляет преимущественную стабильность по сравнению с другими компонен тами системы. Основные тенденции развития балетной музыки: творческие союзы балетмейстера и композитора существенно обогатили отечественный балет заслугой русских композиторов является введение в балет русских национальных мелодий развитие балетной музыки до Чайковского шло опосредовано че рез танцы в операх балетная музыка, переместившись в сферу симфонизма, стала в начале ХХ века ведущим жанром русского музыкального театра в эпоху серебряного века произошло расширение возможностей балетного театра за счет вовлечение на театральную сцену небалет ной музыки прошлого и современности. Крупнейшими событиями в развитии балетной сценографии с момента появления в Росси до эпохи серебряного века стали: творчество Гонзаго как реформатора сценографии рубежа XVIII– XIXвеков творчество Роллера Андрея Адамовича (1805–1891) как крупней шего сценографа романтических балетов и основателя «роллеровской школы» оформления балетных спектаклей вовлечение в сценографию художниковпрофессионалов во время русского культурного ренессанса явилось поворотным моментом в отношении к балетному оформлению и костюму. Третий параграф «Критики серебряного века – А.Я. Левинсон и В.Я. Светлов – о «старом» и «новом» балете» посвящен крупнейшим критикам (балетоведам) серебряного века, заложившим основы балето ведения как науки, затрагивавшим в своих работах проблему взаимо связи традиций и новаций современного для них балета. Балет с конца XVIII века привлекал внимание крупнейших ли тераторов своего времени: Пушкина, СалтыковаЩедрина, Сумаро кова, Фета и многих других. Но как наука балетоведение появляется сравнительно поздно, в эпоху серебряного века. Введение в диссертацию параграфа, посвященного крупнейшим балетоведам отечественной сцены, обусловлено тем фактом, что оте чественное балетоведение в своем развитии пережило два периода расцвета:
30 первый, в эпоху рассматриваемого в диссертации серебряного века, когда впервые произошло осмысление истории балета и анализ новационных сторон современного балета в работах Левинсона, Пле щеева, Светлова, Скальковского, Худякова и др. второй, во второй половине ХХ века, когда были созданы фундамен тальные труды по истории русского и зарубежного балета такими иссле дователями как В.М. Красовская, Ю.И. Слонимский, Н.Ю. Чернова, В.М. Гаевский и др. Центр сосредоточения крупнейших критиков, балетоведов эпо хи серебряного века – СанктПетербург. Автор условно разделяет критиков, балетоведов серебряного ве ка на два лагеря: консервативный лагерь, отрицавший новаторство балетмейстеров серебряного века, возводя классику построения спектакля в непоколе бимый идеал: А.Л. Волынский, А.Я. Левинсон, К.А. Скальковский и др. либеральный лагерь, принимающий реформы, новаторство Горского, Фокина и других бунтарей эпохи: С.М. Волконский, В.Я. Светлов и др. Условность разделения связана с изменением взглядов на диа метрально противоположные, переход из одного лагеря в другой, как это произошло, к примеру, с С.Н. Худековым и А.А. Плещеевым, взгляды которых со временем трансформировались в сторону приня тия реформ. Крупнейшим балетоведом серебряного века, сторонником ака демизма, является Андрей Яковлевич Левинсон (1887–1933). Пред ставителем противоположного лагеря, безоговорочно принимавшим новаторство и реформы, является Валериан Яковлевич Светлов (настоящая фамилия – Ивченко) (1859–1935). Автор, анализируя ра боты Левинсона и Светлова, приходит к выводу, что высказывая про тивоположные взгляды на современный балет, крупнейшие критики эпохи приходят к общему знаменателю: новация не существует в от рыве от традиции. Даже самые смелые, новационные постановки, претендующие на отказ от существовавших до них постановок и входящие в конфликт с предыдущими достижениями, по сути, являются плотью от плоти старого балета. Косвенно балетные крити ки говорят все о той же триаде, присущей любому компоненту целостного культурного процесса как системы: традиция – новация – обогащенная традиция. По этому принципу происходило и происхо дит прогрессивное движение отечественного балета.
31 В главе третьей «Динамика взаимосвязи традиций и новаций серебряного века (на примере балета)» балет рассматривается как культурная форма, в а спектакль как невербальный культурный текст в контексте взаимосвязи традиций и новаций русского балета серебряного века. Исследуется распространение русской школы классического танца благодаря деятельности педагоговэмигрантов. Вводится в научный оборот обширный материал по творчеству балетмейстеров, танцовщиков и педагогов, работавших в Китае. В первом параграфе «Взаимосвязь традиций и новаций в творчестве балетмейстеров серебряного века» автор анализирует творчество А.А. Горского, М.М. Фокина, В.Ф. Нижинского, Б.Ф. Ни жинской, Б.Г. Романова, Л.Ф. Мясина, Дж. Баланчина в контексте взаимосвязи традиций и новаций. Автором анализируется деятель ность постдягилевских трупп (Русский балет МонтеКарло, Русский балет полковника Базиля, труппа «Мордкин Балле») также в контексте взаимосвязи традиций и новаций. Что традиционно в балете серебряного века? Автор считает, что традиция балета главным образом заключена в классическом танце, а привлечение к нему движений из акробатики, гимнастики и пр. спо собствует новаторскому движению вперед. Отказ от классического танца неминуемо ведет к утрате балета как вида искусства. В творчестве большинства хореографов неминуемо обращение к балетам прошлых времен в новой редакции, с отдачей дани достиже ниям эстетики современности – это и есть оптимальный вариант взаимосвязи традиций и новаций в балете. Закономерный пример – творчество Горского, поставившего практически все крупные балеты прошлого в своей редакции, в соответствии со своими новаторскими взглядами на балет. Лишь Фокин умышленно избежал реконструкций старых балетов, но заимствовал их наиболее удачные формы (к при меру, grandpas в «Шопениане»). Интерес к балетам прошлого зало жен, как отмечает автор, в поднимаемых в них общечеловеческих не преходящих ценностях. В чем заключалось новаторство балета серебряного века? Без ранжирования: новаторство проявилось в темах и образах, напрямую заимство ванных из современной жизни (например, балет «Лани» Б.Ф. Нижин ской) новаторство в балете порождено за счет развития и заимствований из смежных искусств. Серебряный век с его увлечением изобрази 32 тельностью выдвинул на первое место тандем балетмейстера и деко ратора новаторство в развитии языка танца, привлечении новой вырази тельности, но заключенной в пределы классического танца новаторство в достижениях исполнительского мастерства, в уме нии передать замысел балетмейстерановатора. Серебряный век бо гат, как никакой другой период, выдающимися мастерами: Карсави на, Павлова, Нижинский (как исполнитель) и многие другие. В твор честве исполнителей также идет переосмысление классических про изведений прошлого. Проблема единства, взаимосвязи традиций и новаций у каждого балетмейстера, на каждом этапе развития отечественного балета, ре шалась поразному. К 1920м годам работы реформаторов начала века М.М. Фокина, А.А. Горского уже не вызывали сомнения, даже у ярых приверженцев академической школы. В постановках Дж. Баланчина, Л.Ф. Мясина, Б.Ф. Нижинской и других балетмейстеров «фокинские» традиции по лучили дальнейшее развитие, видоизменяясь под влиянием смежных искусств: французской живописи (Ф. Леже, А. Матисс, П. Пикассо и др.), музыки (композиторы «Шестёрки» и др.). Эту линию продолжил С.М. Лифарь, создавший на протяжении 1930–1950х годов на сцене парижской Оперы большое число «не оклассических» спектаклей, где античные и легендарные сюжеты бы ли выражены средствами обновлённого классического танца. Антрепризынаследницы Дягилева – труппы Базиля и Блюма (за тем Денема) – продолжали хранить в репертуарах своих трупп верши ны классического наследия, дягилевские постановки, а также шли дальше, стремясь развивать искусство балета в новых постановках. Каждый новатор, пройдя этап всеотрицания, убеждался в ценно сти традиций и возвращался к ним. Другое дело, что возвращался он к ним, обогащенный раскрывшимися перед ним новациями, и тем са мым обогащал самую традицию. Таким образом, имеет место триада: традиция – новация – обо гащенная традиция. И это касается как творчества хореографа в це лом, так и отдельных произведений. Достижения отечественного ба лета предыдущих периодов истории, традиционной (академической) школы, традиции Петипа, а позже и традиции Фокина отразились, в той или иной степени, на творчестве каждого балетмейстера серебря ного века.