авторефераты диссертаций БЕСПЛАТНАЯ  БИБЛИОТЕКА

АВТОРЕФЕРАТЫ КАНДИДАТСКИХ, ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ

<< ГЛАВНАЯ
АГРОИНЖЕНЕРИЯ
АСТРОНОМИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
БИОЛОГИЯ
ЗЕМЛЯ
ИНФОРМАТИКА
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
МЕДИЦИНА
МЕТАЛЛУРГИЯ
МЕХАНИКА
ПЕДАГОГИКА
ПОЛИТИКА
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
РАДИОТЕХНИКА
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
СОЦИОЛОГИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТРАНСПОРТ
ФАРМАЦЕВТИКА
ФИЗИКА
ФИЗИОЛОГИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ХИМИЯ
ЭКОНОМИКА
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ЭНЕРГЕТИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
РАЗНОЕ
КОНТАКТЫ

2

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………… 4-5

2. Планируемые результаты обучения дисциплины…….… 5

3. Тематический план и содержание дисциплины

…….…..6-7

Основное содержание учебной дисциплины..…….……7-16

4.

Требования к условиям организации

5.

и реализации образовательного процесса …………… 16

Контроль планируемого результата обучения ………… 17

6.

Методические указания по выполнению

7.

контрольной работы …………………………………… 18 Критерии оценки знаний, умений и навыков 8.

за устный ответ ……………………………………………19 Литература ………………………………………………19-20 9.

3 1. Пояснительная записка Настоящая рабочая учебная программа по дисциплине «Основы философии» составлена на основе Государственного стандарта технического и профессионального образования по специально стям: 0701000 - «Геологическая съемка, поиск и разведка МПИ», 0702000 - «Технология и техника разведки МПИ», 0703000 - «Гидрогеология и инженерная геология», 0704000 - «Геофизические мето ды поиска и разведки МПИ» с целью использования ее для реализации основной и общей цели гу манитарного образования - содействия становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся личности, ее социализации.

Преподавание философии на современном этапе должно учитывать то, что сама философия это самостоятельная и специфическая область человеческой культуры, «живая система», включен ная в современный социально-культурный контекст.

На протяжении последних лет появилась необходимость разнообразия программ по филосо фии с учетом специфики среднего специального учебного заведения, отражающих изменяющиеся условия существования суверенного Казахстана. Сейчас больше вопросов, чем ответов, произошла переоценка ценностей, изменилось философское рассмотрение главной ценности - человека.

Курс основ философии имеет большое значение для правильной ориентации в окружающем мире, для понятия социальных процессов, происходящих в мире. При изучении философии учащие ся могут осмыслить различные точки зрения по той или иной общественной проблеме и определить собственную точку зрения.

Основы философии познакомят учащихся с тем, какую роль философия играет в обществе, с основными вехами мировой философской мысли. Главные разделы курса посвящены знакомству с фундаментальными проблемами философии, такими как природа человека и смысл его существова ния;

человек, цивилизация, культура;

свобода и ответственность личности;

человеческое познание и деятельность;

человечество перед лицом глобальных проблем и др.

При изучении основ философии учащиеся должны:

знать:

- какую роль играет философия в обществе, историю ее развития, основные фундаментальные вопросы - бытие, сознание, личность, общество, культура и цивилизация, наука, проблемы и пер спективы современной цивилизации, исторические типы философии;

- нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе.

уметь:

- делать выводы о научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, о формах человеческого знания;

- о роли науки и научного познания, о условиях формирования личности ее свободе и ответ ственности.

- иметь представление о философии, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роль в жизнедеятельности человека, обще ства, цивилизации;

- иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

- иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в чело веке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;

- иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе.

К сожалению, в рамках отведенного количества часов для изучения «Основ философии» не возможно более раскрыть некоторые темы. Тем не менее, необходимо изучать различные подходы к постановке и решению философских проблем, ориентироваться на общечеловеческие ценности и преподавать философию как науку, обращенную к человеку. В связи с этим, историю философии необходимо освещать как историю идей, догадок, прозрений, акцентируя внимание на их значение в развитии.

2. Планируемые результаты обучения дисциплины «Основы философии».

Результаты обучения, запланирован- Результаты обучения, запланированные ные в стандарте в рабочей учебной программе Знать: Уметь:

- предмет философии, историю ее ста - анализировать понятия «философия»;

новления и развития - анализировать места и роли философия в - о философских, научных и религиозных системе наук;

картинах мира, смысле жизни - различать взаимосвязь взаимодействие - о роли науки и научного познания, его философии с другими науками структуре, формах и методах, социаль- - рассуждать о смысле жизни человека ных и этических проблемах. - анализировать о роли науки и научного познания - о структуре, формах и методах Уметь:

- о характеризовать социальные и этически - определять поведение человека в биоло- проблемы.



гическом и социальном, телесном и ду- Знать:

ховном началах, сущности его созна ния, сознательного и бессознательного - поведение человека в биологическом и в поведении социальном, телесном и духовном началах - регулировать нравственные нормы от- - сущность его сознания, сознательного и ношений между людьми в обществе. бессознательного в поведении - нравственные нормы - нравственные отношения между людьми в обществе 3.Тематический план и основное содержание дисциплины «Основы философии»

для специалистов среднего звена 3.1 Тематический план.

№ Наименование разделов Количество учебного времени (в часах) п/п и тем Специалист среднего звена 0701000, 0702000, 0703000, I II III IV Заочная форма обучения Очная форма обучения 0703000 0701000, 0702000, Раздел I. Специфика фило 1 10 4 софских знаний.

Введение. Общественная при- рода человека. 2 Философия и ее роль в обще 1.1 стве.

Исторические типы филосо 1.2 6 2 фии.

Раздел II. Мир как совокуп- 8 2 ная реальность 2.1 Материя и сознание 2.2 2 2 Диалектика и ее альтернативы Философское понимание об 2.3 щества Раздел III. Духовная жизнь 6 4 человека и общества.

3.1 Теория познания.

Общественное сознание и 3.2 многообразие его форм.

Раздел IV. Проблема челове- ка в философии.

Бытие человека как проблема 4.1 2 4 философии.

Личность. Свобода и ответ 4.2 ственность 4.3 Будущее человечества Нравственные проблемы фи 4.4 лософии Итого: 32 10 3.2 Основное содержание учебной дисциплины.

Раздел I. Специфика философских знаний.

Введение. Общественная природа человека.

Человек как совокупность общественных отношений. Многообразие и структура общественных отношений. Философские, исторические, социально-политические, политико-экономические, юри дические, демографические и др. знания как научное отражение этого многообразия. История воз никновения и развития обществоведения. Философия, политэкономия, социально-политические знания - основа наук об обществе. Значение взаимосвязи и взаимодействия гуманитарных, обще ственных наук для глубокого и всестороннего познания социальной жизни, процессов обновления и становления современной цивилизации.

Овладение основами наук об обществе - важное условие формирования личности будущего спе циалиста, его гражданских качеств.

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

-предмет философии истории её становления и развития.

Уметь:

-анализировать: понятия «философии», -анализировать место и роль философии в системе наук.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- иметь представление о философии как о науке - иметь представление о философии как науке об обществе Профессиональные:

- уметь разделять философские, исторические, политические, экономические, юридиче ские, демографические знания - знать, что такое наука философия, что изучает, функции, методы категории философии.

Специальные:

- использовать приобретенные знания о науке философии в работе среди геологов рабо чей профессии, пробоотборщиков Тема 1.1. Философия и ее роль в обществе.

Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Роль мировоззрения в жизни людей.

Исторические типы и уровни мировоззрения. Мифология как первая форма мировоззрения. Фило софия - теоретическая основа мировоззрения. Вопрос об отношении сознания к бытию. Материа лизм, идеализм, натурализм - основные направления философии. Философия в системе культуры.

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

-что такое мировоззрение, его типы и уровни, - что такое материализм, идеализм, основные направления философии.

Уметь:

-рассуждать об основных направлениях философии.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- собирать и систематизировать знание по спец.предметам для правильного мировоззре ния о развитии всех наук;

- постоянно расширять кругозор своих интересов.

Профессиональные:

- использовать роль мировоззрения в жизни людей;

- иметь общее представление о философии - как теоретической основы мировоззрения.





Специальные:

- использовать знания для правильного становления своего мировоззрения - стремиться перенимать опыт Тема 1.2. Исторические типы философии.

Место истории философии в системе философского знания. Периодизация историко философского процесса.

Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия, философия древнего Китая. Осо бенности древнегреческой философии. Учение о бытии (Демократ, Платон, Аристотель). Проблема человека и общества (Сократ, Эпикур). Становление античной диалектики.

Философия средневековья. Религиозный характер философской мысли. природа и человек как творение Бога (А. Августин, Ф. Аквинский).

Арабская Средневековая философия (Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Ю. Баласа гунский, М. Кашгарский).

Философия Возрождения, ее антропоцентрический характер. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н.

Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- философию Древнего Востока, средневековья, эпохи Возрождения, Уметь:

-анализировать развитие философии Древнего Востока, средневековья, эпохи Возрождения.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- собирать и систематизировать знание по спец.предметам для правильного мировоззре ния о развитии всех наук;

- постоянно расширять кругозор своих интересов.

Профессиональные:

- использовать роль мировоззрения в жизни людей;

- иметь общее представление о философии - как теоретической основы мировоззрения.

Специальные:

- использовать знания для правильного становления своего мировоззрения - стремиться перенимать опыт Тема 3. Философия нового времени. Немецкая классическая философия.

Философия Нового времени. Создание механически- материалистической картины мира (И. Нью тон). Проблема как метода познания (Ф. Бекон, Р. Декарт). Эмпиризм, иррационализм. Человек в философии эпохи Просвещения (Ж-Ж. Руссо). Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.Гегель, Л. Фейербах).

Возникновение и развитие марксисткой философии. Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом тео рии материалистической диалектики и материалистического понимания мира и истории.

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- философии Нового времени, немецкую классическую философию.

Уметь:

-анализировать развитие философии Нового времени, немецкой классической философии.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- собирать и систематизировать знание по спец.предметам для правильного мировоззре ния о развитии всех наук;

- постоянно расширять кругозор своих интересов.

Профессиональные:

- использовать роль мировоззрения в жизни людей;

- иметь общее представление о философии - как теоретической основы мировоззрения.

Специальные:

- использовать знания для правильного становления своего мировоззрения - стремиться перенимать опыт Тема 4. Отечественная философская мысль. Философские взгляды казахских мыслителей и особенности русской философии.

Отечественная философская мысль. Философские взгляды казахских мыслителей 19-го века: И.

Тайманова, М. Утемисова, Абая Кунанбаева, Ч. Валиханова, И. Алтынсарина.

Традиции и особенности русской философии 18-19го вв. (А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, Л. Толстой, Н. Бердяев).

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- философию казахских мыслителей XIX века, русскую философию.

Уметь:

-анализировать отечественную философскую мысль и русскую философию XIX века.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- собирать и систематизировать знание по спецпредметам для правильного мировоззре ния о развитии всех наук;

- постоянно расширять кругозор своих интересов.

Профессиональные:

- использовать роль мировоззрения в жизни людей;

- иметь общее представление о философии - как теоретической основы мировоззрения.

Специальные:

- использовать знания для правильного становления своего мировоззрения - стремиться перенимать опыт мировой практики.

Раздел II. Мир как совокупная реальность.

Тема 2.1. Материя и сознание.

Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Понятие материи. Движение - неотъ емлемый способ существования материи. Основные формы движения материи. Современное есте ствознание о пространстве и временит. Мировоззренческое и познавательное значение принципа многообразия и единства мира. Специфика пространственно – временных свойств в неживой приро де и социальных процессах.

Соотношение материи и сознания. Сознание и мозг. Сознание - высшая форма отражения дей ствительности. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- что такое бытие, материя, сознание.

Уметь:

- различать жизненные корни смысла проблемы бытия, определять сознательное и бессознательное.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- мотивировать к пополнению запаса знаний о бытие;

- формировать задачи, эффективно использовать информацию.

обладать коммуникативными событиями, культурного мышления и поведения;

- применять и проявлять высокое сознание в решении жизненных задач;

Профессиональные:

- иметь общее представление о бытие;

- грамотно использовать знания о бытие в повседневной жизни.

Специальные:

- рационально использовать полученные знания о бытие и небытие;

- обосновывать свои взгляды о бытие и небытие.

Тема 2.2. Диалектика и ее альтернативы.

Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Исторические формы диалектики, се альтернативы: метафизика, софистика, догматизм, эклектика. Категории диалектики и их роль в познании.

Понятие закона. Развитие: прогресс и регресс. Противоречие как внутренний источник развития.

Основные законы диалектики. Диалектика количественных и качественных измерений. Диалектиче ские противоположности в их единстве и борьбе. Диалектическое отрицание и синтез. Диалектика и специальные научные теории развития.

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- категорию диалектики, - что такое прогресс и регресс, - законы диалектики.

Уметь:

- анализировать основные законы диалектики.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- формулировать задачи, эффективно оценивать информацию по данным темам;

- обладать коммуникативными способностями, культурного мышления.

Профессиональные:

- иметь общее представление о законах диалектики;

- применять законы диалектики по отношению к геологической специальности Специальные:

- наблюдать за графиками прогресса и регресса при работе по своей специальности - рационально использовать диалектические законы жизни Тема 2.3. Философское понимание общества.

Специфика социальной формы движения материи. Материальная и духовная жизнь общества.

Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Содержание категорий «общественное сознание» и их значение для изучения общества.

Развитие общества. История как закономерный процесс смены общественно-экономических фор маций. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Формы разви тия общества: цикличность, прогресс, застой и источники их детерминации.

Эволюционный и революционный типы общественного развития. Революции социальные и со циотехнические. Конкретно-исторический характер соотношения революции и реформ В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- развитие общества, - формы развития общества, - типы общественного развития.

Уметь:

- определять поведение человека в обществе.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- обновлять свои знания по изучению общества - регулярно повышать свой культурный и нравственный уровень в обществе Профессиональные:

- иметь общее представление содержания категорий «общественное сознание» и их значение для изучения общества Специальные:

- рационально использовать полученные знания об обществе при работе на производстве.

Раздел III. Духовная жизнь человека и общества.

Тема 3.1. Теория познания.

Познание как отражение действительности. Чувственное познание, его формы. Единство чув ственного и рационального в познании. Эмпиризм и рационализм. Понятие истины. Практика - кри терий истины. Объективность, относительность и абсолютность истины.

Наука как специфическая форма познавательной деятельности людей. Основные методы научного познания. Социальные функции науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученых.

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- что такое познание, - развитие науки, - функции науки.

Уметь:

- анализировать развитие наук, - основные методы научного познания.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- собирать и систематизировать необходимую информацию о познании - постоянно расширять кругозор своих интересов о теории познания - постоянно расширять кругозор своих интересов в развитии всех наук - применять знания, полученные по «Основам философии» в практической жизни Профессиональные:

- иметь общее представление о познании - эффективно использовать научную практику как критерий истины - эффективно использовать полученные знания по философии - иметь представление о науке специфической форме познавательной деятельности Специальные:

- рационально использовать полученные знания в колледже в последующем на производстве - стремиться перенимать опыт - рационально использовать полученные знания - стремиться перенимать опыт Тема 3.2. Общественное сознание и многообразие его форм.

Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь. Относительная самостоятельность общественного сознания. Структура общественного сознания (обыденное и теоретическое, идеоло гия и общественная психология).

Формы общественного сознания. Политическое сознание: возрастание роли политического созна ния людей в современных условиях. Правовое сознание, правосознание в концепции становления правового государства и демократизация общества. Нравственное сознание, проблема нравственно го прогресса. Эстетическое сознание, социальная природа и функция искусства. Религиозное созна ние, социальные функции религии.

Духовное производство, его конкретно-исторический характер. Духовные потребности, духовное общение и своеобразие духовных ценностей. Образование и воспитание как необходимые условия и потребления духовных ценностей, творческой деятельности. Духовность как проблема человеческо го существования.

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- что такое сознание, - эстетическое познание, - нравственное сознание.

Уметь:

- регулировать формы общественного сознания.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- самостоятельно принимать решения и отвечать за их исполнение - участвовать в функционировании и улучшении демократических социальных структур в нашим государстве Профессиональные:

- работать над своим индивидуальным сознанием - вырабатывать общественное сознание Специальные:

- контролировать свое индивидуальное сознание - стремиться к выработке общественного сознания Раздел IV. Проблема человека в философии.

Тема 4.1. Бытие человека как проблема философии.

Различные философские концепции о природе, сущности и предназначении человека и их значе ние для современного понимания человека. Проблемы антропосоциогенсза. Различные гипотезы в происхождении человека. Роль труда и языка в процессе становления человека, в формировании сознания в предметно-практической деятельности. Становление общественных отношений и их качественное отличие от биологических отношений. Возникновение и развитие нравственности.

Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Воздействие научно технической революции на условия существования человека как биологического вида. Активизация мутационного процесса и его воздействие на наследственность человека.

Конечность индивидуального существования человека, проблема жизни и смерти в духовном опы те человечества. Самоценность человеческой жизни. Проблема смысла жизни. Социальная и биоло гическая продолжительность жизни: смерть и бессмертие.

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- поведение человека в биологическом и социальном, телесном и духовном началах, Уметь:

- определять поведение человека в биологическом и социальном, телесном и духовном началах, сущности его сознания, сознательного и бессознательного поведения человека.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- формулировать задачи бытия человека ;

- добиваться поставленной цели в жизни каждому человеку Профессиональные:

- строить планы на будущее каждому человеку;

- адаптироваться к любой ситуации во имя решения поставленной задачи Специальные:

- стремиться перенимать опыт - рационально использовать предназначение человека в этом мире Тема 4.2. Личность. Свобода и ответственность.

Содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» и их соотношение с понятием «человек». Роль окружающей среды в формировании личности.

Человек как объект и субъект общественных отношений, исторического действия. Общности людей в историческом процессе: классы, нации, народные массы. Роль великой личности в истории. Воз растание свободы личности как критерий общественного прогресса.

Понятие свободы, се философские, этнические и политико-правовые аспекты. Свобода и необхо димость. Свобода и ответственность. Свобода выбора и свободный выбор. Свобода и порядок, права и обязанности человека.

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- что такое «индивид», «индивидуальность», «личность», - понятие свободы.

Уметь:

- рассуждать о смысле жизни.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- обновлять свои знания и навыки в течении всей жизни;

- соблюдать морально- нравственные нормы - развивать трудолюбие и волю - раскрывать способности Профессиональные:

- грамотно использовать окружающую среду в формировании личности;

Специальные:

- стремиться перенимать опыт мудрых и правильных людей в своей жизни Тема 4.3. Будущее человечества.

Проблема общественного прогресса в условиях единого и противоречивого современного мира.

Периодизация будущего: непосредственное, обозримое и отдаленное будущее. Альтернативы буду щего.

Глобальные проблемы современности как противоречие современного целостного мира и пути их решения. Сплочение сил социального прогресса за мир, социальное равенство и демократию, как основное направление современной цивилизации.

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- глобальные проблемы современности.

Уметь:

- рассуждать о социальном равенстве и димократии.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- выделять главное, видеть взаимосвязь причин и следствий - участвовать в функционировании и улучшении демократических социальных структур Профессиональные:

- иметь общее представление о глобальных проблемах современности Специальные:

- стремиться к изучению проблем современной цивилизации в сплочении сил за равенство и демо кратию - стремиться перенимать опыт Тема 4.4. Заключение. Нравственные проблемы философии.

Мораль и нравственность: диалектика их взаимосвязи. Мораль как форма оценочного отношения к действительности. Императивность морального сознания. Нравственное сознание и нравственные отношения. Структура нравственности.

Понятие нравственного совершенства и нравственной культуры личности. Воспитание чувств, культуры общения. Этикет в развитии общества. Ценности материальные и духовные.

Общечеловеческие моральные ценности, их роль в гуманизации прав. Добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть. Счастье человека и его нравственный идеал. Счастье и несчастье, сострадание, горе, дружба, любовь, семейные ценности, семейные традиции. Отношение к женщине, старикам, детям/родственникам.

Универсальный характер нравственности и ее частные формы: профессиональная этика - этика педагога, врача, юриста, административная этика, этика бизнеса и др. Этноэтика, национальные обычаи и традиции.

В результате изучения раздела учащиеся должны Знать:

- нравственные нормы, - нравственное отношение между людьми в обществе.

Уметь:

- регулировать нравственные нормы отношений между людьми в обществе.

Формируемые компетенции:

Базовые:

- соблюдать морально-нравственные нормы;

- регулярно повышать свой культурный и нравственный уровень;

- развивать целеустремленность и высокую культуру поведения.

Профессиональные:

- иметь общее представление о морали и нравственности;

- эффективно использовать нормы морали и нравственности в жизни;

- прививать вкус и интерес к творческой работе.

Специальные:

- общее представление о морали и нравственности нашего общества;

- общее представление о нравах всех народов Казахстана.

Контрольные вопросы.

Тема «Специфика философских знаний».

1. Человек и общественные отношения.

2. Дофилософские знания людей.

3. Креативность мышления.

Тема «Философия и ее роль в обществе».

1. Что такое наука философия, функции, методы, категории философии.

2. Предназначение и значение науки философии.

3. Показать роль мировоззрения в жизни людей.

4. Типы и уровни мировоззрения.

5. Мифология как форма мировоззрения.

6. Философия основа мировоззрения.

7. Основные направления философии.

Тема «Исторические типы философии».

1. Философия античности.

Философия средневековья.

2.

Философия Нового времени.

3.

Философские взгляды И. Тайманова, М. Утемисова.

4.

Философия Абая, дуализм Абая.

5.

Философские взгляды Ш. Уалиханова.

6.

Философское воззрение И. Алтынсарина.

7.

Особенности русской философии.

8.

Мировоззрение А. Герцена.

9.

Философские взгляды И. Чернышевского, Ф. Достоевского, Л. Толстого.

10.

Славянофилы русской философии.

11.

Философский смысл бытия.

12.

Мировоззрение Парменида.

13.

Тема «Материя и сознание».

1. Что такое материя, понятие материи.

2. Раскрыть Основные формы движения материи.

3. Соотношение материи и сознания.

4. Структура сознания.

5. Сознательное и бессознательное.

Тема «Диалектика и её альтернативы».

1. Основные законы диалектики.

2. Диалектика количественных и качественных изменений. Привести примеры.

3. Диалектические противоположности в их единстве и борьбе. Привести примеры.

4. Закон отрицания отрицаний. Привести примеры.

Тема «Философское понимание общества».

Материальная и духовная жизнь общества.

1.

Развитие общества. Смена общественно – экономических формаций.

2.

Формы развития общества.

3.

Тема «Теория познания».

1. Теория познания.

2. Что такое понятие истины.

3. Практика как критерий истины.

4. Наука, развитие наук.

5. Основные методы познания.

6. Свобода научного познания.

Тема «Общественное сознание и многообразие его форм».

1. Что такое общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

2. Политическое сознание.

3. Правовое сознание.

4. Что такое духовные потребности и духовные ценности.

5. Природа, концепции о природе.

Тема «Бытие человека как проблема философии».

1. Как возник человек?

2. Роль труда и языка в процессе становления человека, в формировании сознания человека.

Тема «Личность. Свобода и ответственность».

Как вы понимаете значение понятии «индивид», «индивидуальность», «личность»? При 1.

ведите примеры Раскрыть понятие «классы», «нации», народные массы.

2.

Как вы понимаете «социально равенство», «демократия».

3.

Тема «Будущее человечества»

1. Альтернативы будущего.

2. Глобальные проблемы современности.

3. Проблема бытия.

Тема «Нравственные проблемы философии»

1. Что такое мораль и нравственность.

2. Общечеловеческие моральные ценности.

3. Универсальный характер нравственности.

4.Требования к условиям организации и реализации образовательного процесса.

Преподавание данного предмета предусматривает различные методы обучения. Применяется классификация методов по источникам получения знаний: словесные, наглядные, практические;

по уровню познавательной активности: исследовательские, проблемные и другие.

Основные формы организации урока лекция-диалог, обзорная лекция, лекция постановки про блемы, вводная лекция и другие.

При изучении дисциплины могут использоваться средства обучения: схемы, справочные таб лицы, кинофильмы и др.

5. Контроль планируемого результата обучения.

Общий объем теоретических занятий (практических занятий не предусмотрено) предусмотрен по специальностям: 0701000 - 32 ч.;

0702000 - 32 ч.;

0703000 - 32 ч.;

0704000 - 32 ч.

При реализации настоящей Рабочей учебной программы, в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом образования Республики Казахстан предусмотрено проведение:

контрольных работ - 1;

экзаменов - нет;

зачетов - 1.

Практические занятия Контрольные работы для заочного отделения ГРК по предмету «Основы философии»

Методические указания по выполнению контрольной работы Контрольная работа выполняется в 12-листовой тетради. Ответы на вопросы должны быть конкретными, краткими, но полными по содержанию. Запись ведется с достаточным интервалом между строками, разборчиво, аккуратно. Работа должна быть эстетически оформлена /без помарок, одним цветом пасты и т.д./.

В конце работы обязательно приводится использованные при выполнении контрольной рабо ты литература с указанием автора, наименования учебника и года издания.

Номер варианта должен обязательно соответствовать указанному в контрольной работе, опре деленному по первой букве своей фамилии.

Начальная А, Б В, Г Д, Е И, К Л, М Н, О П, Р С, Т У, Ф Ч, Ш, буква фами- Ж, З Х, Ц Щ, Э, лии Ю, Я Вариант контрольной I II III IV V VI VII VIII IX X работы 5. Контрольные задания.

ЗАДАНИЕ № Тема: Философия, ее роль в жизни человека и общества.

1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.

2. Философия как мировоззрение.

3. Специфика философского знания и его функции.

ЗАДАНИЕ № Тема: Исторические типы философии и философствования.

1. Историко-философский процесс. Критерии типологизации.

2. Древнегреческая философия.

3. Философия эпохи Возрождения.

ЗАДАНИЕ № Тема: Бытие.

1. Жизненные корни в философский смысл проблемы бытия: античность.

2. Проблема бытия в западноевропейской философии Нового времени.

3. Проблема бытия в русской религиозной философии (конец XIX – начало XX вв.).

ЗАДАНИЕ № Тема: Сознание.

1. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.

2. Метафора сознания в космоцентристской культуре античности.

3. Христианство: открытие внутреннего духовного мира.

ЗАДАНИЕ № Тема: Личность.

1. Понятие личности.

2. Свобода личности и ответственность.

3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека.

ЗАДАНИЕ № Тема: Общество.

1. Понятие общества.

2. Общество как саморазвивающаяся система.

3. Общество в историческом и аксиологическом измерении.

ЗАДАНИЕ № Тема: Культура и цивилизация.

1. Культура - предмет философского рассмотрения.

2. Человек в мире культуры.

3. Роль понятий культуры и цивилизации.

ЗАДАНИЕ № Тема: Познание.

1. Познание как предмет философского анализа.

2. Теория познания как философская дисциплина.

3. Познание и практика.

ЗАДАНИЕ № Тема: Наука.

1. Генезис науки.

2. Научное знание, его специфика и строение.

3. Методология научного познания.

ЗАДАНИЕ № Тема: Проблемы и перспективы современной цивилизации.

1. Человечество как субъект истории.

2. Мировая ситуации конца XX века.

3. Угрозы и надежды наших дней.

6. Критерии оценки знаний, умений и навыков за устный ответ За устный (письменный) ответ:

«5» - (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором уча щийся легко ориентируется, владение понятийным аппаратом, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа без наводящих вопросов, качествен ное оформление.

«4» - (хорошо) – за полное освоение учебного материала, владение понятийным аппаратом, ориен тирование в изученном материале, осознание применения знаний для решения практиче ских задач, грамотное изложение материала, но содержание, форма ответа имеют отдельные неточности, требующие не более 3-4-х наводящих вопросов.

«3» - (удовлетворительно) – за знание и понимание основных положений учебного материала, но допущенное при этом в значительной части, его не полное, непоследовательное изложение и имеющиеся неточности в определении основных понятий. Для доказательного обоснования своих суждений обучающийся нуждается в 6-8 наводящих вопросах. Затрудняется в приме нении знаний для решений практических задач.

«2» - (неудовлетворительно) - за разрозненные, бессистемные знания, не владение материалом без наводящих вопросов, не умение выделять главное и второстепенное, ошибки в определении понятий, искажающие их слоги, беспорядочное и неуверенное изложение материала, неуме ние применять знания для решения практических задач.

За практическую работу (курсовой проект):

«5» - (отлично) – за грамотное, полное изложение темы, отсутствие ошибок в расчетной части, соот ветствие графических приложений требованиям действующих инструкций и стандартов.

Оптимальное технико-экономическое обоснование принятых решений. Использование со временных достижений науки и техники.

«4» - (хорошо) – за грамотное, полное изложение темы, наличие ошибок в работе или расчетной части и (или) незначительные отклонения графических приложений от требований дей ствующих инструкций и стандартов, нерациональное технико-экономическое обоснование принятых решений.

«3» - (удовлетворительно) – за имеющиеся (не более 2 – 4) существенные методические ошибки и (или) несоответствие графических приложений требованиям действующих инструкций и стандартов, систематические грамматические ошибки, большие затруднения при выборе технико-экономического обоснования принятых решений.

«2» - (неудовлетворительно) - за имеющиеся более 4 методических ошибок в работе или расчетной части и (или) несоблюдение требований действующих инструкций и стандартов, и (или) от сутствие технико-экономического обоснования принятых решений.

7.Литература и средства обучения Основная:

1. В.П. Кохановский. Философия. М., 1994г.

3. Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х томах (под ред. И. Т. Фролова и др.) - М, 1989г.

4. Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х томах (под ред. И. Т. Фролова и др.) - М, 1989г.

5. Мир философии: книга для чтения в 2-х частях. М., 1991г.

6. Ракитов А. И. Марксистко-ленинская философия. М.. 1988г.

8. Философия. Основные идеи и принципы: популярный очерк, (под ред. А. И. Ракитова). 2-е изда ние. М., 1990.

9. В.А. Канке. Философия. М., 2000г.

10.А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. М., 1998г.

11. Ю. В. Тихонравов. Философия. Учебное пособие. М.,1998г.

12. Н.В. Мотрошилова. История философии: Запад - Россия - Восток. М., 2000г.

Дополнительная:

1. Мир философии: книга для чтения в 2-х частях. М., 1991г.

2.Семинарские занятия по философии. Учебное пособие для вузов. М., 1988г.

3. Философия. Основные идеи и принципы: популярный очерк, (под ред. А. И. Ракитова). 2-е изда ние. М., 1990.

4. Ю. В. Тихонравов. Философия. Учебное пособие. М., 1998г.

5. В.А. Канке. Философия. М., «Логос», 2000г.



 

Похожие работы:





 
2013 www.netess.ru - «Бесплатная библиотека авторефератов кандидатских и докторских диссертаций»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.